Известный предприниматель Раимбек Баталов относится к людям, которых почти невозможно застать на месте. Каково это — успевать руководить своим бизнесом, одновременно совмещать несколько десятков общественных должностей, уделять внимание семье, серьезно заниматься спортом — мы спросили у Раимбека Баталова в коротком перерыве между командировками.
— Раимбек, комфортно ли вам быть таким занятым человеком?
— Я привык. По-другому себя и не представляю.
— Хочу вас поздравить, компанию «Raimbek» включили в список «Национальных лидеров конкурентоспособности – национальных чемпионов». Каково себя чувствовать национальным чемпионом?
— Пока настоящими чемпионами мы себя не чувствуем — мы все пока претенденты. Очень хочется, чтобы программа «Национальные чемпионы» была максимально эффективной, чтобы этот опыт можно было бы тиражировать. Я уже неоднократно говорил в прессе, что нужно развивать национальных чемпионов в каждом районе, области, городе. Нужно развивать конкретные компании, конкретных лидеров, которые дают и мультипликативный эффект, и объединяют вокруг себя другие компании..
— А что вашей компании даст участие в этой программе? Вы ведь часто критикуете госпрограммы за их нереальность и оторванность от жизни.
— Здесь, я думаю, все-таки будет реальный эффект. Первое, что я надеюсь, даст программа — это доступ к финансам. Если у компании есть своя стратегия развития, четкие программы, то их необходимо финансировать. Одно дело, когда ты финансируешь проекты за дешевые деньги, другое дело – за более дорогие деньги.
Мы ожидаем удешевления стоимости кредитов
Второе, мы ожидаем объединения под эгидой программы «Национальных чемпионов» других программ развития и обсуждаем это сейчас с командой «Байтерека» и с правительством. Мне кажется, что программа может стать неким объединяющим локомотивом, которая включит в себя инструменты поддержки МСБ, которые уже существуют, и воплотит все в жизнь. И здесь важный момент, помимо удешевления стоимости денег нужно говорить о том, что нужно для конкурентоспособности этих компаний. Но основной вопрос связан, конечно, с развитием сырьевой базы. Большинство компаний, которые были включены в список лидеров, относятся к FMCG – к «пищевке» так называемой. И здесь без улучшения производственных мощностей, без улучшения и удешевления сырьевой базы, трудно говорить о конкурентоспособности.
— А чего конкретно не хватает компании «Raimbek», чтобы выстрелить?
— Нам важно взять более дешевые деньги, улучшить финансовую ситуацию в компании и дать старт новым проектам – это, безусловно, большая помощь. Если есть возможность для развития сырьевой базы, чтобы мы яблочный или томатный концентраты везли не из Израиля, а производили здесь. Будет просто прекрасно. Яблоки и томаты ведь растут в Казахстане. Сырьевая база — это очень важно. Мы над этим работаем. И надеемся, что в этом году мы выйдем на рынок с продуктами из местного сырья. Это очень непросто. Но мы серьезно работаем. И очень важно, чтобы государство в этом процессе участвовало.
— Вы как руководитель форума предпринимателей Казахстана уже давно находитесь в дискуссиях с правительством, с чиновниками, пытаетесь донести позицию предпринимателя. И часто вы в дискуссиях переигрываете чиновников количеством и качеством аргументов. Может, вам было бы эффективнее играть на той стороне?
— У каждого свой путь. Я свой путь определяю самостоятельно. Считаю, что могу быть полезен в реальном бизнесе и в качестве общественного деятеля. Мне кажется, что информация с поля от бизнеса правительству нужна, и нужна информация качественная. Мы действуем настойчиво, умеем отстаивать свою точку зрения.
— Я почему вас спрашиваю о власти — для многих это ступенька. Человек добился успеха в бизнесе, у него достаточно денег, и власть — это просто следующая ступенька, потому что он привык все время идти вверх. А что для вас следующая ступенька? В чем вы видите свое предназначение?
— Во-первых, в моем бизнесе еще очень даже есть куда расти, что развивать. И это большие такие нормальные цели. Потом, я считаю, что не каждый бизнесмен может быть хорошим чиновником. И наоборот — не каждый хороший чиновник может быть бизнесменом. Повторюсь — моя роль как внештатного советника премьера, председателя комитета по МСБ при Национальной палате, председателя форума предпринимателей, я считаю, более полезна. Мне важно заниматься алматинским зоопарком в качестве председателя попечительского совета. Или федерация велоспорта… Очень много времени трачу на то, чтобы велоспорт стал у нас массовым и давал результаты как в большом спорте, так и в плане здоровья. И семье, детям я тоже хочу уделять еще больше внимание
— Ваши жизненные приоритеты менялись с возрастом?
— Безусловно. Есть фундаментальные вещи, заложенные родителями и учителями, социумом, и на них все остальное растет. А есть то, что с возрастом дополнительно формируется. К фундаменту могу отнести вопросы искренности, порядочности — стараюсь соблюдать те обычные человеческие ценности, прописанные в Коране и Библии. Конечно, человек в 20 и в 45 лет – это два разных человека, с разным взглядом на жизнь. В 20 лет ты более энергичный, можешь взяться за 20 тем. К 30 – уже меньше тем, к 40 – еще меньше. Опыт подсказывает не разбрасываться в людях, не разбрасываться в делах.
— А на сколько лет вы себя сегодня ощущаете?
— На те же 25.
— А что вас больше всего вдохновляет?
— Зависит от ситуации. Главное – это эмоции. Вот недавно вместе с друзьями мы ездили на велопробег и доехали до нового ЦОНа на окраине Алматы. Там вокруг безумно красивые маковые поля. Очень вдохновило. Или обсуждаешь с коллегами новый проект, мозговой штурм тоже очень вдохновляет. Мне важно, чтобы было много эмоций, это заряжает.
— В вашей жизни много спорта. Это дань моде или забота о здоровье?
— Я всю жизнь занимался спортом. И когда это было немодно, и когда стало модно. Спорт для меня — это образ жизни. Без него невозможно выдерживать интеллектуальные перегрузки. Чем лучше я себя чувствую физически, тем лучше мое интеллектуальное и эмоциональное самочувствие. Любовь к спорту мне привили родители. Мы с отцом по выходным всегда играли в футбол. Позже я профессионально занимался подводным плаванием, сегодня — теннисом и велосипедом.
— А сегодня вы со своими родителями советуетесь? Насколько вы близки интеллектуально?
— По каким-то жизненным вопросам всегда советуюсь. Родительский совет ты можешь принять или не принять, но послушать мнение родителей всегда полезно.
— Вы выглядите очень самостоятельным.
— Я никогда не обсуждаю с родителями бизнес-вопросы.
— Вы когда-нибудь задумывались, кем бы вы стали, если бы не стали бизнесменом?
— Знаете, я не могу лежать на диване и ничего не делать. В институте я был комсоргом группы и замсекретаря комитета комсомола. Не стал бы заниматься бизнесом, все равно был бы активным в чем-либо. Это может быть политика, спорт, культура, общественная жизнь.
— А какую музыку вы слушали в молодости и сейчас?
— В молодости «Битлов» слушали, «Металлику», «AC/DC» слушали, «Машину времени», когда они только начинали. Потихонечку — классическую музыку. Я не приверженец одного стиля. Просто люблю хорошую музыку – классика, эстрада или рок. Самое последнее яркое музыкальное впечатление — концерт оркестра Алматы под руководством Марата Бисенгалиева во Дворце Республики. Играли произведения Карла Дженкинса, основанные на казахском национальном фольклоре. Незабываемое шоу — балет, хор, этно, классика. То, что сделал Марат при поддержке города, очень впечатляет.
— Вы активно занимаетесь общественной деятельностью, благотворительностью и меценатством. Это внутренняя потребность или рациональный выбор?
— В меценатстве нет ничего рационального. Мои коллеги говорят: лучше трать это время на бизнес – будет результат. Но как не обращать внимания на проблемы в спорте, культуре, если есть силы и возможности? Тот же зоопарк. Я считаю зоопарк якорным объектом для города. Ну вот куда нам ходить с детьми? В торговые центры или в заведения, где одни игровые автоматы? Важно, чтобы в городе были центры детского развития, места, где наших детей научат общаться с животными, растениями, где малыши смогут заняться спортом, полезным досугом. Я считаю, на такие цели важно тратить время – это останется на века.
— То есть, отступления вы не планируете?
— Не собираюсь. Хотя, конечно, результат от многого зависит. От финансирования, от административных вопросов. Важно, что есть взаимопонимание с руководством города. Я пришел к акиму с идеей: «Ахметжан Смагулович, давайте поддержим зоопарк». Он за эту идею тут же зацепился, взялся двумя руками — инициатива наказуема. Я надеюсь, что общими усилиями мы изменим наш зоопарк к лучшему. Это все не для славы, это моя жизненная позиция.
— А без чего вы не сможете прожить ни одного дня?
— Не знаю. Без общения, наверное, с друзьями, с семьей. Это страшная штука.
— А без телефона? Часто отключаете?
— К сожалению, нет. Но вот на рафтинг когда выезжаем, там телефоны не работают.
— А в этом году собираетесь?
— Этим летом у нас запланированы корпоративный велопробег и участие в массовом любительском веломарафоне в Италии. Я буду там участвовать уже в третий раз. 138 км по горам.
— Вы любите такие нелегкие задачи?
— Легких путей не ищем – и я, и наша команда. Ставим задачи и потихоньку пытаемся их решить.
Видеоверсию смотрите здесь