В Казахстане всегда особенный и зачастую очень засекреченный путь развития. Сфера e-ticketing (онлайн-продажи электронных билетов) не исключение, а скорее — лучшее тому подтверждение. Из-за жесткой конкуренции и оптимизации налогообложения, компании, имеющие к этому виду деятельности самое прямое отношение, скрывают реальные цифры.
Считается, что продажа билетов через Интернет помогает «билетному» бизнесу стать удобным и даже прозрачным для потребителя. Это сокращает расходы предприятий, удобно налоговикам для расчета налогов и самое главное — полезно для простых людей: не надо стоять в очереди. Тогда почему же этот бизнес развивается у нас недостаточно быстро?
Как ни странно, западная концепция онлайн-продажи электронных билетов оправдывает себя в Казахстане не до конца:
— почти всегда требуется какой-нибудь бумажный «довесок», подтверждающий электронную сделку;
— как покупателей, так и продавцов все еще пугает зависимость от информационных систем.
Единственная компания, которая полностью перешла на электронные билеты – это Air Astana. Это знаменательное событие состоялось в августе 2008 года. Удивляться столь стремительной трансформации не стоит. Air Astana (у которой 49% акций принадлежит британской оборонной компании BAE Systems PLC) лишь выполнила требования Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) – до конца 2008 года полностью перейти на автоматизированные продажи билетов, то есть онлайн-оформление. Если бы Air Astana промедлила, компанию бы исключили из организации. А так:
– По информации IATA, использование электронных билетов приводит к экономии порядка 3,5 млрд долларов в мировом масштабе, – сказала вице-президент по связям с общественностью АО «Air Astana» Белла Тормышева.
Сколько составляет эта экономия у Air Astana, Белла Тормышева не сообщила. Впрочем, в 2013 году, подводя итоги своей работы, BAE Systems с гордостью сообщила, что «казахстанская Air Astana с 49% долей участия BAE стала одной из наиболее высокодоходных инвестиций компании».
Железнодорожники в 2009 году тоже предложили пассажирам e-ticket в виде продажи электронных билетов через портал www.pcentre.kz. Правда, с распечаткой токена. То есть, чтобы сесть на поезд, факта существования токена (чека, подтверждающего заказ) недостаточно. Необходимо с помощью специальных терминалов самообслуживания распечатать билет. Для этого «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) на ж/д вокзалах устанавливает автоматы по распечатке электронных билетов. Сегодня купить e-ticket от КТЖ можно на сайтах epay.railways.kz, aviata.kz и flight.kz, а для распечатки билетов по республике установлено 18 тысяч терминалов. Плюс ко всему все поезда оснащены мобильными терминалами проводника по считыванию электронных документов. Понятно, что все эти дополнительные «распечатывающие» функции значительно удорожают проект e-ticket.
Поэтому в 2014 году КТЖ начал внедрять новую технологию, которая позволит отказаться от неудобной системы бронирования с возможностью удаленной оплаты. Пока только на внутренних направлениях, где разрешена электронная регистрация, пассажирам позволено садиться в поезд с электронным билетом. В этом году перед железнодорожниками поставлена задача довести объем онлайн продаж до 6 млн, а в следующем году свыше 10 млн. КТЖ планирует полностью отказаться от дорогостоящих бланков для билетов, билет можно будет распечатать дома.
Перейти полностью на безбумажную работу с билетами КТЖ пока не планирует. Причина — медленное освоение данного новшества населением.
Окупить свой проект «e-ticket» КТЖ планирует за 4-5 лет.
– Ты приходишь на работу — билеты продаются, ты уходишь на обед — билеты продаются, ты вечером ложишься спать, а билеты продаются, и нет необходимости телефонных переговоров, договоров, доставки товаров. Это электронный продукт, и тебе, чтобы быть успешным, нужна лучшая технология на рынке, – говорит директор ТОО «Интернет Туризм» Николай Мазенцев. – Несомненно, есть и часть ручной работы, когда необходимо сделать возврат или обмен билета на другие даты, но и эти вещи мы стараемся максимально автоматизировать.
Чем больше процессов автоматизированы, тем меньше вероятность ошибок и тем меньше издержек. Поэтому для тех, кто умеет работать с низкими расходами и вкладывает все силы в технологию – это выгодный бизнес.
Однако реалии казахстанского рынка показывают, что лидеры рынка — те, кто продает свои билеты. То есть, посредники занимают мизерную долю рынка.
Как показывают различные исследования, перспективы развития электронного билетирования масштабные, но о прибыли в этом сегменте рынка e-commerce пока говорят по-разному.
– В Казахстане на рынке существует уже достаточно много сервисов по продаже авиабилетов, – говорит Николай Мазенцев. – Однако для того чтобы создать действительно серьезный качественный проект, нужно потратить серьезные деньги. Эта сумма приближается к миллиону долларов. Можно сделать проект и за меньшие деньги, но он будет технически слабым и на конкурентном рынке будет проигрывать, а рынок авиабилетов очень конкурентный. Невозможно быть прибыльным с небольшими оборотами. Для того чтобы зарабатывать серьезные деньги, необходимо завоевать значительную долю рынка, а так как границ у travel-проектов нет, и пользователь может покупать авиабилеты в любом месте, в том числе и на заграничных сайтах, то конкуренция очень сильная. Проект должен быть мирового уровня и не уступать любым зарубежным аналогам, а это серьезные инвестиции. Те, кто хотят отделаться малыми средствами и сделать хороший проект по продаже авиабилетов – просто потеряют свои деньги.
По словам владельца холдинга Chocofamily Рамиля Мухоряпова, валовая выручка проекта Chocotravel — более 200 млн тенге в месяц. Однако при этом проект все еще находится в инвестиционной стадии и точку безубыточности пока не прошел:
— Мы к ней планово приближаемся и планируем до конца 2015 года стать прибыльным проектом – говорит Николай Мазенцев. – Все дело в том, что рентабельность в бизнесе по продаже авиабилетов очень низкая, составляет около 5-7%. При этом, если вы продаете авиабилеты online, то ваша доходность еще ниже и составляет 2-3%. Это связано с тем, что обычные авиакассы берут сервисный сбор за выписку авиабилетов, а в интернете конкуренция гораздо выше. И если вы не предложите клиенту лучшую цену – он простой уйдет к конкуренту или на сайт авиакомпании, как бы там не было трудно купить билет.
Солидарен с коллегой и основатель Flight.kz Сергей Овсянников:
– Продажа билетов — это низкомаржинальный бизнес. Несмотря на внушительные обороты, ощутимо зарабатывать достаточно тяжело из-за больших расходов на привлечение клиента. Крупнейшие зарубежные онлайн-агентства в большинстве случаев продают билеты по себестоимости, зарабатывая на дополнительных услугах, таких как страхование на время поездки или на предложениях бронирования отелей и авто.
Почему же региональные перевозчики с привлекательными ценовыми предложениями, такие как Bek Air и Scat, до сих пор не торопятся с освоением новых технологий?
– Впервые авиакомпания Scat открыла продажу электронного билета на официальном сайте в апреле 2013 года, – сказала начальник отдела по связям с общественностью компании Scat Виктория Ульянова. – В ближайшие пять лет в нашей компании полный переход на продажи авиабилетов только через интернет не планируется.
На вопросы из ряда – выгодно или невыгодно, сложно или просто внедрять e-ticketing — Виктория Ульянова отвечать отказалась, сославшись на коммерческую тайну.
Что же касается Bek Air, то… руководство авиакомпании почти два месяца рассматривает запрос портала 365info, но ответа нет и, скорее всего, уже не будет.
Впрочем, билеты на самолет и поезд – это еще не все. Кино и театры тоже приветствуют e-ticketing с точки зрения удобства для покупателей, а сотрудники налоговых органов — с точки зрения выведения индустрии из тени.
– Сами объекты культуры, включая театры и филармонии, проявляют все большую заинтересованность в использовании системы, – говорит руководитель компании «Тикетон» Виктория Торгунакова.
«Тикетон» интегрируется с различными билетными системами кинотеатров, театров и концертов, позволяя в реальном времени отображать схему зала и выкупать места, не допуская двойных продаж на одни и те же места. В настоящее время проект преодолел точку безубыточности. За три года существования сервиса было продано более 430 тысяч билетов на различные мероприятия. Оборот в 2014 году превысил показатель 179 млн тенге, а в 2015 году прогнозируется его увеличение до 220-250 млн.
– Сервис онлайн-покупки билетов – достаточно затратный и сложный бизнес. Помимо операционных расходов, компания вкладывает в инфраструктуру. К примеру, стоимость интеграции с каждым кинотеатром составляет порядка 6 тыс. долларов. При этом низкая маржинальность проекта подстегивает к охвату все большего числа объектов, так как при работе в маленьких масштабах у компании нет никаких шансов на жизнь и развитие, – рассказывает Виктория Торгунакова. – В настоящее время к нашему сервису подключено 15 кинотеатров в 4-х городах Казахстана, более 10 театров и ряд концертных и спортивных площадок. При этом компания еще не достигла окупаемости. По прогнозам, она настанет через пару лет, ведь в проект было проинвестировано несколько сотен тысяч долларов.
Получается, все дело в осторожности наших потребителей? Возможно. Но есть и другой фактор: покупка билетов в Интернете — привычка опытных пользователей Интернета. Видимо, пока таковых у нас мало. Значит, потребителя еще надо вырастить.