Пресловутая Болонская система обучения в Казахстане дала странные плоды. По сути, она превратилась в курочку, несущую золотые яйца для вузов, но убивающую реальные знания, а иногда и реальных людей. Об этом пишет Баян Сарсембина на страницах газеты «Жас алаш».
«20 июня 2015 года студент 2 курса факультета общей медицины Западно-Казахстанского государственного университета имени Марата Оспанова Азамат Жомартов, не сумев сдать экзамен по микробиологии, покончил жизнь самоубийством.
Пока прокуратура, всесторонне расследующая причины, толкнувшие Азамата на такой шаг, не подводила итоги проверки. Но кажется, причиной вполне могла стать потеря студентом гранта из-за неудовлетворительной оценки на экзамене. Азамат, не имея возможности пересдать экзамен по микробиологии, должен был заплатить 75 тысяч тенге за полный курс обучения по предмету и только потом допущен к пересдаче. Говорят, таковы требования кредитной системы обучения.
Кроме того, лишение граната автоматически влекло потерю места в общежитии. Азамат понимал, что родителям не под силу оплата учебы — 650 тысяч тенге. Мать — простая сельская учительница, отец — безработный.
В итоге семья, воспитывающая троих детей, получила такой неожиданный тяжелый удар.
Откуда взялась такая система, когда студент, проваливший экзамен, должен из своего кармана оплатить за курс обучения? Руководство университета ссылается на кредитную систему, поскольку ВУЗ переходит на Болонскую систему обучения.
Да, сегодня высшие учебные Казахстана, как передовые европейские университеты Европы, переходят на Болонскую систему обучения. Однако у нас, оказывается, не такая Болонская система, которая внедрена в университетах Европы, а какая-то совсем другая, выбивающая студентов из седла на середине пути.
В настоящей Болонской системе нет такого правила, чтобы студент, не сдавший экзамен, должен оплачивать курс обучения из своего кармана. Выходит,
наши высшие учебные заведения — ведущие и региональные — превратили Болонскую систему в источник извлечения доходов, в бизнес-систему.
Бесконтрольные учебные заведения, вместо того, чтобы оценивать знания как интеллектуальную ценность, качественный показатель человеческого капитала, превратили их в источник извлечения прибыли. В этом кроется причина крушения надежд на будущее многих молодых людей и семейных драм.
Еще одно обстоятельство, которое никто не учитывает — в Европе Болонская система распространена в самых престижных университетах, не все университеты переходили на нее. Необходимо отметить, что в Европе министерства образования до сентября проверяют и закрывают учебные заведения, которые имеют низкие рейтинги из-за недостаточного уровня знаний студентов или их малого количества, низкого трудоустройства выпускников.
В случае, если студент проваливает экзамен, ему предоставляются две возможности повторной сдачи. И этот шанс сохраняется вплоть до получения диплома. В престижных университетах, где введена Болонская система образования, обучение в основном бесплатное, там конкуренция подталкивает студентов не потерять свои гранты. Таким образом, Болонская система – открытая конкуренция знаний, талантливых и трудолюбивых людей.
Сегодня у нас сформирована такая система, когда работа сферы образования оценивается суммой миллиардных средств, выделяемых на ее развитие.
Ежегодно на августовских конференциях акимы регионов бодро рапортуют: на систему образования выделено столько-то миллионов, что во столько-то раз больше, чем в прошлом году. Это привело к тому, что
у нас сформирована какая-та глупая система, когда у людей создается впечатление — чем больше мы выделяем денег, тем лучше будет у нас образование.
Но воспитание образованного поколения – не увеличение ежегодных субсидий на образование. Это совсем разные, иногда противоречащие друг другу вещи. И здесь невольно вспоминаешь Азата Перуашева, упрекнувшего министра Аслана Саринжипова в лоббировании интересов частных учебных заведений. Действительно, большое количество высших учебных заведений привело к тому, что они вместо повышения качества образования породили невидимых лоббистов. И за противостоянием Саринжипов-Перуашев кроется столкновение именно таких интересов.
Частные учебные заведения не заинтересованы в усилении контролирующих функций министерства.
Сегодня им выгодней пользоваться услугами лоббистов, чем переходить на открытую конкурентную борьбу.
Частные учебные заведения способствуют росту уровня массовой безграмотности в стране.
Учебные заведения, обучающие на платной основе, не увеличили конкуренцию, а, наоборот, снизили значение образования в стране.
Сегодня образованные родители, обеспокоенные будущим своих детей, чаще направляют их на учебу в технические вузы России.
Особенно в европейскую часть и Сибирь, где расположены традиционно сильные учебные заведения. На прошлой неделе телеканал «Россия-24» передал статистические данные, согласно которым
58 процентов всех иностранных студентов, обучающихся в России, составляют казахстанцы, а 17 — белорусы.
Кажется, мы забыли, что система образования — стратегическая сфера любого государства».
Источник: Жас Алаш