«У меня хотят отобрать бизнес!», — убежден строитель Александр Авдеев из Северо-Казахстанской области. И с его словами согласен аким области, Ерик Султанов, который неожиданно для всех вступился за Авдеева и передал документы в комитет поддержки программы президента Казахстана по борьбе с коррупцией. Выводы шокируют.
«Оказать содействие в проведении независимой юридической оценки судебных решений, состоявшихся в отношении ТОО по пяти судебным процессам», — к руководителю комитета Роману Богданову в июне 2015-го обратился первый заместитель Султанова — Артур Молдагулов.
— В юридической коллегии комитета работают ветераны судебной системы страны, имеющие за плечами 35-40-летний стаж работы, — прокомментировал ситуацию Роман Богданов. — Если к нам поступает обращение, мы принимаем его в производство, делая полный юридический анализ представленных нам документов, после чего отражаем мнение юридической коллегии комитета в заключении, которое направляется в центральный аппарат партии «Нур Отан», параллельно направляется в Верховный суд и Генеральную прокуратуру для принятия процессуального решения. За 7 лет, что работает наш комитет, как правило, судебные органы принимают во внимание наше мнение по конкретному делу, но бывает и нет. В основном, дела пересматриваются благодаря программе президента, направленной на борьбу с коррупцией. В ситуации со строительной компанией Авдеева материал поступил от Северо-Казахстанского филиала партии.
Мы изучили огромное количество документов и пришли к выводу: строительный бизнес Авдеева кто-то старательно пытается уничтожить, несмотря на безупречную работу и активное участие в убыточном строительстве бюджетного жилья.
Вероятно, делается это для того, чтобы прикрыть нецелевое использование казенных денег при распределении тендеров, когда одни умудряются сделать работу безупречно, а другие по 7-9 лет никак не возведут заказанный государством объект. По факту получается так, что на жильцов потом со стен падает фасадная облицовка, а в квартирах зияют трещины. И те, и другие работают за одни и те же деньги.
Комитет, возглавляемый Романом Богдановым, работает в рамках антикоррупционной программы правительства на 2008-2020 годы. В случае с Александром Авдеевым, которого на полном серьезе стали устранять из сферы госзакупок в 2011 году, анализу подверглись 4 гражданских и 1 уголовное дело.
Началось с малого. Одного из партнеров Авдеева обвинили в хищении чужого имущества: якобы он присвоил ангар. Заявление в полицию об этом пишет частное лицо, которое при этом никаких правоустанавливающих документов суду не предоставляет. Наоборот, на слушаниях Авдеев доказывает, что сам заказал это строение и отдал за него почти три миллиона тенге своему партнеру. Тем не менее последнего приговаривают к трем годам лишения свободы, а ангар стоимостью почти в 11 миллионов тенге суд отдает в собственность этому третьему лицу.
— Чтобы было понятно, как было вынесено это незаконное решение, приведу более примитивный пример, — рассказывает Роман
Богданов. – Предположим, что вы заявили на меня в полицию, что я украл у вас телефон. Что в первую очередь должна сделать полиция? Правильно, проверить, а ваш ли это был телефон. У движимого и недвижимого имущества, а ангар — это быстровозводимое огромное здание, должны быть правоустанавливающие документы. И они были, но только не у того лица, которое прошло по уголовному делу потерпевшим. Заявитель по хищению ангара не предъявил ни в полиции, ни в суде ни единого документа, который бы подтверждал, что ангар ему принадлежал. И тем не менее, ангар перешел в его собственность по решению суда.
Дальше — больше. В конце 2011 года с Авдеевым приключилась еще одна история: он выиграл тендер на строительство теплосети в одном из микрорайонов Петропавловска стоимостью 77,2 млн тенге. Но и этому проекту не суждено было реализоваться без сучка без задоринки:
отдел строительства Петропавловска, выступавший заказчиком работ, не предоставил строительной фирме Авдеева ни одного документа, необходимого для начала работ, а затем подал в суд за срыв срока исполнения договора и… выиграл его, содрав с застройщика почти 15 млн тенге неустойки.
Ну, а в конце концов, фирму Авдеева через суды признали недобросовестным участником государственных закупок, так что теперь его компания, дающая более 3 тысяч рабочих мест и являющаяся экономикообразующим предприятием города, отстранена от участия в тендерах по выполнению госзаказа.
— В Петропавловске я оказался 8 лет назад по приглашению тогдашнего акима области Таира Мансурова, при котором был разработан новый генплан города, — рассказывает Александр Авдеев. — Жить и работать спокойно мне не давали сразу же. Было давление со стороны прокуратуры, УВД города, ДВД области, налоговых органов, финансовой полиции. Они искали причины и предлог, чтобы я прекратил строить. Почему — я ответить не могу, но приведу один пример. Я получил разрешение на строительство одного дома — самого большого в Петропавловске. И в этот же год, когда я получил это разрешение, на этом участке располагают городскую подстанцию, таким образом, что я теперь не смогу сделать двор. Теперь эту подстанцию мне придется за свой счет переносить в другое место. А ведь могли бы сразу спроектировать ее там, где бы она не мешала строить жилой комплекс. То есть все делается для того, чтобы я нес убытки и разорился.Всего в Петропавловске я построил 8 многоквартирных жилых домов, из них три — бюджетных. Один из них — 60-квартирный я построил фактически за свой счет.
При рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в Петропавловске в 1300-1500 долларов государство мне заплатило 40 тысяч тенге за квадрат, который я сдал в чистовой отделке и где теперь живут люди. Точно такой же дом другой застройщик не может достроить с 2009-го года, хотя им заплатили такие же деньги.
— Какой вам вообще смысл что-то делать себе в убыток? Что это за бизнес такой?
— Участие в государственном строительстве — это имиджевая вещь. Я дал понять власти, что даже за скромные государственные деньги можно делать работу на пять, содержать тысячи работников и платить налоги.
За 8 лет работы в Петропавловске я заплатил 219 млн тенге налогов! Странно, что властям это оказалось не по нраву.
— Вот, к примеру, сейчас у меня осталось 3 месяца до сдачи в эксплуатацию коммерческого многоквартирного дома, а администрация города с мая не может сделать даже проект коммуникаций, которые должны подводиться к дому за государственный счет. То есть все идет к тому, чтобы сорвать сроки сдачи объекта в эксплуатацию.
По мнению Романа Богданова, после публикации материалов в СМИ о деле фирмы Александра Авдеева «КазГрадСтрой»,
проблемы могут начаться у акима области, который взял на себя смелость вывести на чистую воду госорганы, участвующие в рейдерском захвате чужого бизнеса
— У него безусловно возникнут проблемы, все равно найдутся люди, которым не понравится, что он сделал. Получается, аким выполняет прямое поручение президента в борьбе с коррупцией, создав этим прецедент, поскольку многие вообще ничего не делают.
Потери строительной фирмы Александра Авдеева от действий госорганов области, по его подсчетам, составляют 204,2 млн тенге.
— За два года на меня заводили 7 уголовных дел. Все они были закрыты, естественно, за отсутствием состава преступления,
— Одно, к примеру, по несвоевременной выплате зарплаты, я за 1,5 месяца работникам задолжал, потому что меня со всех сторон душат — говорит Авдеев. — Это что, повод для возбуждения уголовного дела? Для правоохранительных органов нашего региона — очень даже повод. Я сидел на допросах чуть ли не каждый день. А когда сдавал объекты в эксплуатацию, проверяющие с циркулем ходили, толщину швов в кладке измеряли. Интеллектуальную школу Назарбаева в Петропавловске уже 5 лет строят, хотя там работы полгода, она у них периодически падает, так как ни одной сваи не забили. Однако недобросовестный застройщик в регионе — только я.
Роман Богданов привел в пример, как по одному из дел Авдеева отработали судоисполнители.
— Их можно ждать годами, особенно по алиментным делам, а можно и в течение 5 минут дождаться. Когда по ангару Авдеев проиграл суд, через 10 минут в офис примчались судоисполнители, забрали машину на штрафстоянку и уже даже нашли на нее покупателя! Могут же, когда сильно хотят или отмашка есть.
В ближайшее время экспертные заключения, вынесенные комитетом Романа Богданова, лягут на стол председателя Общественного совета по противодействию коррупции при партии «Нур Отан» Каирбека Сулейменова. Поможет ли простому строителю вмешательство в его историю влиятельных людей, станет известно в самое ближайшее время.