9 июля карагандинская туристическая фирма «Фараон» неожиданно для многих объявила о своем банкротстве. Картина была уже привычная: двери офиса — на замке, директор — в бегах. Правда, далеко убежать владелице «Фараона» не удалось: ее задержали и начали досудебное расследование.
К инциденту (в котором пострадало около сотни человек, а сумма ущерба оценивается в 100 000 долларов) немедленно подключилась Ассоциация туристских агентств Казахстана (АТАК). У президента ассоциации Асель Нуркебаевой есть серьезные опасения, что владелица «Фараона» может уйти от ответственности.
По данным АТАК, хозяйка турфирмы «Фараон» написала расписки, в которых обязуется выплатить всем клиентам потраченные ими суммы, а затем ее отпустили под подписку о невыезде.
— Я сейчас опасаюсь, что ситуация может развиться по уже обкатанному сценарию, — рассказала Асель Нуркебаева. — Сейчас директор «Фараона» будет давать всем расписки, что вернет деньги, кормить всех «завтраками»… Тем временем она может нанять хорошего юриста, который посоветует ей заключить со всеми пострадавшими договоры о медиации. И потом будет тянуть время, пытаясь каждую ситуацию «разрулить» по отдельности. И никто не сможет подать на нее в суд, поскольку подписали договоры о медиации.
— Какие меры сейчас принимает ваша ассоциация?
— Мы находимся на постоянной связи с Департаментом по туризму Караганды, с правоохранительными органами. Нами поставлен вопрос ребром: отдать деньги туристам «здесь и сейчас» без всяких расписок!
— Туристы вас поддерживают?
— Сложный вопрос. Если сами туристы уже один раз «купились» на смехотворно низкие (а по сути дела — несуществующие) цены, которые им предлагал «Фараон», то они могут согласиться и на расписки. И снова будут страдать, потому что не факт, что им удастся вернуть свои деньги. К несчастью, наши призывы о бдительности и внимательности при подборе туроператора остаются неуслышанными.
Сколько можно говорить, что в разгар сезона не бывает «горящих» путевок! Они могут быть только в мае или октябре. Да, и в июле существуют различные акции, скидки на путевки, но таких путевок может быть семь-восемь, а не сто.
Не может же весь самолет лететь по «горящим» путевкам! И мне вновь с горечью приходится повторить: случай с «Фараоном» (как и раньше с Travel Sistem) еще раз ударил по престижу честных туристических компаний. Как мы будем выправлять наш имидж, не знаю…
Определить, насколько надежна та ли иная туристическая компания, нелегко, особенно, если вы неопытный турист. И все же есть несколько способов, о которых рассказывает эксперт 365info.kz, директор алматинской турфирмы Индира Бажанова. —
Первый признак для тревоги — задержка проплат за авиабилеты или бронь отеля. Такую информацию вам, разумеется, никто не расскажет.
Однако, вы можете сами сделать запрос в тот отель, который указан в вашей путевке, и вам наверняка ответят, оплачены места или нет. Так вы узнаете, в какой финансовой ситуации сейчас находится выбранная вами компания.
Второй признак неблагонадежности — отсутствие страховки. Солидная и надежная фирма всегда обеспечит своих клиентов страховкой. Поэтому внимательно прочтите все документы и особо обратите внимание на страховой полис: какие случаи в нем предучтены, какая сумма предназначена для того или иного страхового случая.
Третий признак — отзывы о турфирме в интернете. Читать их нужно не на сайте компании, а на постороннем ресурсе – например, форумах. Вот и о карагандинской турфирме «Фараон» люди еще два-три года назад писали в основном негатив.
Четвертый признак — обилие рекламы у новой компании. Как показывает опыт, турфирмы на казахстанском рынке появляются довольно часто, но удержаться в этом бизнесе могут не все. Турфирма должна иметь свою клиентскую базу. Обычно на это уходит около трех лет. Отсюда вывод: если компания после трехлетнего рубежа продолжает успешно работать – значит, у нее есть своя база — клиенты и проверенные партнеры за рубежом. Так что в нормальной компании у вас сразу же попросят контактные данные, чтобы занести их в базу клиентов. А фирмы-однодневки уж точно не планируют вести клиентские базы.
Наконец, пятый признак — слишком дешевые туры. Это должно сразу вызвать подозрение. Существует средняя стоимость тура, и турфирмы могут лишь незначительно варьировать стоимость, повышая или понижая цену в зависимости от сезона или пакета дополнительных услуг.