Китай настолько боится, что США перекроют стратегически важный Малаккский пролив, что готов влить сотни миллионов долларов в развитие Казахстана — на определенных условиях, конечно.
Экономический пояс Шелкового пути, если внимательно приглядеться, во многом прописан именно под Казахстан. Цель Китая превратить нашу страну в крупнейший транспортный и транзитный хаб практически полностью совпадает с национальной программой «Нурлы Жол». При этом Китай готов взять на себя финансирование довольно затратного проекта. Если учесть истинные цели, которые преследует КНР, такая игра стоит свеч.
Булат Султанов, директор Исследовательского института международного и регионального сотрудничества:
— Не надо думать, что у Китая какие-то альтруистические настроения. Китай заинтересован в развитии инфраструктуры в Казахстане? Чепуха! В условиях кризиса международного права
Китай озабочен тем, что узкий Малаккский пролив может в любое время быть перекрыт военно-морскими силами одной большой-большой державы
Поэтому Ормузский и Малаккский проливы находятся всегда в опасности. Если учесть, что 90% нефтепродуктов в Китай доставляются именно через Малакксий пролив, то сейчас строительство 4 газопроводов, нефтепроводов, строительство транспортных коммуникаций для Китая — не главный экономический интерес, потому что поток незначительный. Но это имеет огромный политический эффект.
Кроме того, в условиях кризиса международного права, для Китая самый лучший вариант совместно с Казахстаном и Ираном начать строительство нефтепровода от Персидского залива до севера Ирана, потом танкерами перевозить нефть до Атырау и через Атырау, Кенкияк, Атасу и Алашанькоу мы будем транспортировать нефть. Это возможно в случае, если будут сняты санкции с Ирана и если в Уфе мы примем Иран в члены ШОС. Тогда Китай получит надежный путь транспортировки энергоносителей. Это будет такой подстраховочный элемент в обеспечении Китаем энергоносителями. Китай и Индия сейчас главные потребители энергоносителей.
Но не стоит забывать, что за впечатляющими темпами расширения присутствия Китая в Азии внимательно следит Вашингтон. По мнению Булата Султанова,
США пытаются изолировать Китай от других стран региона и совершенствует альянсы с Японией, Южной Кореей, Австралией, Филиппинами, углубляет двусторонние партнерские отношения с Вьетнамом, Индонезией, Малайзией, чтобы «они могли в полной мере ответить на региональные и глобальные вызовы»
Одновременно Вашингтон активизировал свои действия по созданию Транстихоокеанской зоны свободной торговли (Transpacific Partnership- TPP), наряду с созданием Трансатлантической зоны свободной торговли (Transatlantic Trade and Investment Partnership- TTIP). Заключение этих соглашений позволит США убить сразу двух зайцев: изолировать Китай от других стран АТР с одной стороны и Россию от Европейского Союза — с другой. Это заставляет обе страны задуматься об укреплении безопасности в Азии, что невозможно представить без участия Казахстана.
— Казахстан может быть государством, которое обеспечит надежную переброску энергоносителей с Центральной Азии в Китай, обеспечит железнодорожные, автомобильные, авиационные и коммуникационные аспекты, я имею в виду оптиковолоконную связь, через территорию Казахстана. То есть значение Казахстана для Китая сейчас резко возрастает.
Точно также значение Казахстана для России возрастает хотя бы потому, что
Казахстан прикрывает все трансконтинентальные магистрали России из Европейской части на Дальний Восток. И если учесть, что на территории Восточной Сибири находятся стратегические ядерные объекты России, то значение Казахстана для России невозможно переоценить.
Таким образом, за двумя глобальными проектами в регионе — ЕАЭС и «Экономический пояс Шелкового пути» — скрывается достаточно жесткая политическая игра. А с учетом того, что оба интеграционных процесса тесно завязаны на Казахстане, волей-неволей в Большую игру будет втянута и наша страна. И задача государства — выйти из нее не только без потерь, но и с максимально высокой прибылью.
— Для Казахстана очень важно иметь выходы к морям. Для этого для нас архиважно сотрудничать в рамках ЕАЭС с Россией, и сейчас у нас открывается шикарная возможность через Экономический коридор Шелкового пути выйти на порт Ляньюнган в Китае. Мы таким образом сейчас можем переправлять товары из Юго-Восточной Азии через Китай, дальше через территорию Казахстана в Европу. Но транспортировка грузов возможна только тогда, когда будет существовать бестаможенное пространство от границ Китая до границ Европейского союза. Потому что любой груз на границе Казахстана с Китаем, затем на границе Казахстана с Россией будет простаивать от трех до пяти дней потому что, там очень сильно развита коррупция. Сам проект трансконтинентальной дороги Западная Европа — Западный Китай возможен и перспективен только в рамках ЕАЭС.