Успешность в бизнесе — это не стартовый капитал, не опыт и даже не связи. Это философия, это образ жизни, в котором и опыт, и связи, и капитал появляются и нарастают. Генеральному директору сети кинотеатров Chaplin Cinemas Сабине Кузенбаевой всего 31 год, а ее уже хорошо знают «серьезные люди» в стране и за рубежом. Каким должно быть кино и каким должен быть ты — в интервью с Сабиной Кузенбаевой.
— Сегодня у меня особый гость. Эта молодая и хрупкая женщина, руководитель и совладелица очень мужского бизнеса. Сабина, как получилось, что вы занялись таким мужским бизнесом? Снимать кино трудно. Прокатывать и строить кинотеатры — тоже нелегкая история.
— Я училась в Нью-Йорке продюсировать кино. Меня отправила туда компания, в которой я сейчас работаю. Вообще, была идея снимать кино. За 2 года обучения у меня появилось понимание – как должна работать киноиндустрия. Я вернулась в 11 году, увидела рынок и поняла, что снимать кино еще рано. Нужно понимать рынок. А для этого его нужно анализировать, формировать.
— В 31 год вы – директор самой успешной, на мой взгляд, сети кинотеатров. Хотела снимать кино, поехала учиться. Вы из творческой профессии пересели в бизнес-поезд. Правильно?
— Да, потому что за любым творчеством должна быть рациональность. Продюсер – не режиссер. Он несет ответственность за то, чтобы кинопродукт был хорошим и выгодным для всех его участников. Сначала мы занимались кинодистрибьюцией. Потом открыли первый кинотеатр. И за 3 года открыли 26 залов.
— А сколько кинотеатров сейчас в стране? Есть ощущение, что много.
— Это ощущение относительно. По отношению к России и Америке – кинотеатров мало. По отношению к другим странам СНГ – достаточно. Уровень кинопотребления растет. В 14-м году кинотеатр посетили более 10 млн. человек. Площадки растут, становятся более качественными. Предлагают много новых услуг. В Казахстане сейчас 63 кинотеатра и 242 зала.
— А насколько это выгодно?
— Не могу сказать за каждую сеть. У них своя политика. Могу сказать о кинобизнесе в целом. Хорошая тенденция – рынок становится цивилизованнее и прозрачнее. И я испытываю гордость, что мы участвуем в этом цивилизованном строительстве.
— А какая маржа в среднем по рынку?
— Мы рассчитываем на 20 %-ную маржинальность.
— Это неплохой показатель по мировым стандартам. А в мире сколько?
— У нас основной показатель – заполняемость залов. Высчитывается средняя заполняемость в год. Самая высокая в США – 50 % и выше. В Казахстане 20-25 %. Это неплохо.
Есть куда расти в количестве зрителей, приходящих в кино, и возвращающихся в кино. Это большая работа дистрибьюторов, чтобы люди ходили в кино.
— Вам нравится репертуар кинотеатров? Тот мейнстрим, который идет по миру?
— Что-то нравится, что-то нет.
— Вы ходите в кино?
— Я хожу. Сейчас есть качественные картины. 15-й год будет богат на хорошее кино. Помимо этого, мы хотим удовлетворить потребность любителей артхаусного кино. В 2015 году у нас будут фестивали национального кино. Мы будем показывать фильмы, прошедшие на Каннском фестивале и в Сандэнсе. Фильмы, которые не прокатывают в Казахстане. Но потребителей не много у такого кино. Кажется, что кинотеатры не показывают такое кино…
— Но идеологию кино создают именно такие фильмы.
— Да.
— Привлечение широкой аудитории. Создание ореола тайны, высокого искусства.
— Перед вручением «Оскара», мы делали «неделю Оскара» – показали все фильмы, которые не вошли в прокат. Дело в том, что не всегда от нас и от казахстанского дистрибьютора зависит, какое кино будет в прокате. В данном случае определяет Россия. Потому что все идет через Россию.
— Не все, что идет в России, показывают у нас. Некоторые картины невозможно посмотреть у нас на большом экране.
— Да.
— Как вы выбираете репертуар?
— Мы посещаем все рынки, которые есть в мире. Просматриваем все, что предлагают голливудские студии-мейджоры и независимые телекомпании. Они дают нам релизы будущих фильмов за полгода вперед.
— Нравится – не нравится или это какая-то системная работа?
— Системная. У нас есть список релизов, куда мы внедряем все текущие фильмы. Создается сетка. В ней, начиная от голливудского кино, заканчивая артхаусным, локальным кино. Затем мы проводим переговоры с дистрибьюционными компаниям, с продюсерами на каких условиях мы возьмем фильм, исходя из наших ожиданий и потребностей аудитории. Конечно, мы отдаем предпочтение тем фильмам, которые имеют PR-маркетинговую поддержку. В том числе мы стратегически поддерживаем казахстанское кино.
— А насколько оно интересное?
— Очень интересное.
— Вы смотрите казахстанское кино? Какой фильм 14 года вам наиболее понравился?
— Самый кассовый и интересный фильм «Келинка Сабина» собрал $2 млн.
— Вам понравился этот фильм?
— Да. Я люблю разное кино. Бывают фильмы, отлично снятые технически, визуально, звуковые эффекты. Но это абсолютно локальный продукт, который понравился нашему зрителю. И мы видим тенденцию – насколько наше кино стало интересным.
— Мне кажется, люди посмотрят это интервью, и у кого есть деньги, ринутся в этот бизнес. Маржа — 20%. Рынок почти голый.
— Рынок не голый.
— А кто главный конкурент? Кого вы боитесь?
— Мы никого не боимся. Места всем хватит. В ближайшие 3 года будет еще много проектов. Одна сеть не сможет их потянуть.
— В список Forbes Казахстан попасть не планируете в ближайшие 10 лет?
— Не думала об этом. Дело не только в финансах. Это не первостепенная вещь для меня.
— Финансы вам не важны? Занимаетесь бизнесом и не важны финансы?
— Важны, чтобы входить в Топ, чтобы тобой не манипулировали.
— А какие ваши личные амбиции – у молодой, красивой, успешной женщины?
— Я хочу построить сеть, которую мы приобретем или реализуем в ближайшие 5 лет. Эта сеть повлияет на становление казахстанского кинорынка. Если есть рынок, развивается киноиндустрия в целом и производство кино. Я бы хотела делиться информацией, которую мы получаем и перерабатываем, с теми, кто хочет снимать кино.
— А кино снимать не хотите?
— Буду.
— Когда? О чем?
— Пока нет определенной мечты снять какой-то фильм. Я отношусь к кино как серии фильмов.
— Можно ли говорить, что есть слой 30-летних казахстанских предпринимателей? У нас была плеяда предпринимателей 90-х, которым сейчас за 40. Булат Абилов… Видите вокруг себя тех, кто делает успешные проекты и уже состоялся?
— Мы – тридцатники родились, когда еще не было Независимости, потом все это развилось, и мы видели тренды. Я вижу тренды. И вижу таких людей вокруг себя.
— Вы не можете назвать по именам? Вы не общаетесь между собой?
— Общаемся. Есть люди, которые владеют этим бизнесом, есть те, кто является его ядром. Аскар Байтасов в ресторанном бизнесе. Я ценю людней, которые оказывают влияние не только на индустрию, но делают ее больше, чем просто бизнес. Атмосфера ресторана создает дополнительную атмосферу в нас самих. Алена Лобастова, которая делает радио.
— Чего вам не хватает как молодой женщине и как предпринимателю? Что мешает?
— Всего хватает. Ничего не мешает.
— Это такая установка? Я не верю своим ушам. Я не встречала предпринимателя, который бы сказал: «Все просто зашибись».
— Сложности появляются для их преодоления.
— Сабина, ваш совет людям, которые хотят начать что-то делать.
— Когда хочешь делать, формируешь цель. Но сначала нужно ответить на вопрос: зачем? Тогда будет легко вставать по утрам. И в этом ответе должна быть не только коммерческая выгода. Дальше — делать шаги. Надо пытаться быть лучшей версией самого себя. И все это – образ жизни и мысли. Звучит легко!
— Я желаю претворить вам эту легкость в жизнь. И хотелось бы увидеть вас через 5 лет в списке Forbes. Не хотите в списке самых богатых, тогда — в списке самых влиятельных. Спасибо вам!