Недавно в мажилисе, выступая перед депутатами, министр образования Аслан Саринжипов заявил, что государство не может выпускать качественные учебники для школы.По словам министра, его ведомство выступает против государственной монополии на создание обучающей литературы для общеобразовательных учреждений.
— Хотя мы начали эксперимент, мы будем анализировать вот этот безальтернативный учебник. В случае государственной монополии учебник будет ещё хуже, чем сейчас. Мы так считаем. Потому что государство как менеджер хуже, чем частный сектор, — заявил Саринжипов, отвечая на вопросы депутатов мажилиса в ходе правительственного часа в Астане.
Почему государство, которое представляет сам министр, сегодня стало худшим менеджером? Почему при едином стандарте образования в стране появились альтернативные учебники? Неужели изменилась теорема Пифагора или сегодня учащиеся по другим признакам определяют сказуемое и подлежащее?
Беседа с учителями практиками, проработавшими более 30 лет в школах, проливает свет на проблему – ничего не изменилось, просто
сегодня выпуск учебников превратился в доходный бизнес
Желание создать отечественные учебные пособия привело к появлению так называемых альтернативных учебников. Новшество породило почти неразрешимую проблему — родителям школьников очень сложно найти учебник нужного издательства, по которым занимается та или иная школа.
Теперь смена школы для ребенка и его родителей стала настоящей головной болью — нужно искать и покупать новые учебники, ведь разные школы занимаются по разным учебникам .
Для чего нужны альтернативные учебники, если в стране существует единые стандарты образования? Тем более, как утверждают те же педагоги, теоретическая часть учебников не изменилась, просто каждое издательство дополнило практическую часть книг своими примерами и задачами. По словам учителей, по сравнению со старыми учебниками, новые написаны более академическим языком. Теперь они полны новых слов и заумных оборотов, что затрудняет восприятие информации учениками. А некоторые предметы дополнены параграфами из институтской программы.
В свое время после окончания филологического факультета педагогического института я почти пять лет проработал в школах Алматинской области. В то время еще не было альтернативных учебников, все занимались по единым пособиям и единой программе. И это не мешало ни мне, ни моим коллегам использовать свои методы обучения. Уверен, что министр Саринжипов тоже учился по старым советским учебникам, давшим ему образование, которое позволило ему стать главным учителем страны. Ведь тогда учебники выпускал только один менеджер – государство. И потом не стоит забывать, что советская школа образца 1960 года во всем мире признана одной из лучших, это общепризнанный факт.
На мой взгляд, предметы которые действительно можно и нужно изменить в школьной программе, — это история и литература. После обретения независимости у нас появилась возможность написать истинную историю своей страны и народа. И литературные произведения теперь можно переоценить заново. Но что изменилось в геометрии?.. С точки зрения школьной программы, ничего. Так почему сегодня выпуск школьных учебников — главных инструментов стратегически важной сферы, образования — отдан в частные руки? Почему Аслан Саринжипов как министр, представляющий государство, считает себя плохим менеджером в сравнении с частником? Как логика рынка может повлиять на качество учебников? Кажется, министр не столько призывает к качественному улучшению учебников, сколько так констатирует свою несостоятельность как министра.