Эксперты прогнозируют рост казахстанского рынка онлайн-продаж авиабилетов на 30% ежегодно. В течение пяти-десяти лет доля продаж авиабилетов в Интернете составит 50%, сообщает LS.
По словам президента Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса (АКИБ) Константина Горожанкина, продажи авиабилетов онлайн в Казахстане делятся на три группы: авиакомпании, казахстанские и зарубежные агрегаторы авиабилетов. Лидером первой группы являются компания Air Astana, объем продаж которой в 2014 году составил $80 млн. После следуют такие игроки, как SCAT и Bek Air с оборотом $5-10 млн в год.
Среди казахстанских агрегаторов можно выделить двух лидеров — Aviata.kz, Chocotravel.сom и менее крупных -Flight.kz и Santufei.kz. Иностранные игроки на казахстанском рынке — Expedia.com, Kayak.com (Америка), Biletix.ru, OZON travel (Россия), KissandFly.kz (Украина). Продажи таких агрегаторов, как Aviata и Chocotravel составляют $15 млн в год. Более мелкие игроки, как Flight.kz — около $5 млн в год, Santofei.kz – $1-2 млн в год.
По его мнению, сервисы и авиакомпании, продающие авиабилеты онлайн – основной драйвер электронной коммерции в Казахстане. Продажи онлайн казахстанских авиакомпаний растут примерно на 20-30% в год. В то время, отечественные агрегаторы билетов показывают рост в 150-200% в год. Их иностранные аналоги растут всего на 15-16% в год. К.Горожанкин прогнозирует, что в 2015 году казахстанские агрегаторы авиабилетов вырастут примерно на 70-80%, авиакомпании на 20-30%.
«Рост иностранных агрегаторов замедлился благодаря развитию казахстанских сервисов. Билеты по многим направлениям теперь покупают у отечественных сайтов. Казахстанские авиакомпании достигли стабильного объема и не показывают стремительного роста. Всего 5% продажи авиабилетов происходят в Интернете. Данный показатель незначительный. Для сравнения авиаперевозчик Lufthansa продает через интернет 97% билетов. В течение пяти-десяти лет доля онлайн-продаж авиабилетов достигнет 50%», — сообщил эксперт.
Учитывая рост заказов авиабилетов онлайн в стране, иностранные игроки задумались над тем, чтобы открыть официальные представительства в Казахстане. Например, в течение нескольких месяцев российский агрегатор OneTwoTrip начнет работу на казахстанском рынке. Украинский KissandFly присутствует на рынке с начала года, а российский Biletix приступит к продажам уже августе 2015 года.
«Казахстанские игроки имеют преимущества перед иностранными. Они лучше знают местный менталитет, они могут более гибче выстраивать систему возврата билетов и call-центр», — поделился мнением К.Горожанкин.
Казахстанские агрегаторы авиабилетов также планируют развитие и в других странах. Ранее проект Avaiata.kz вышел на рынок Украины, однако политический кризис помешал развитию компании на соседнем рынке. Как сообщал LS, казахстанская компания планирует начать работу на рынках Юго-Восточной Азии.
«Aviata нацелена стать международной компанией, мы будем активно пробовать себя на рынке Юго-Восточной Азии. Мы присматриваемся к рынку Индонезии, однако пока не можем дать развернутую информацию. При этом оптимистично смотрим на казахстанский рынок», — сообщил директор по развитию компании Алексей Ли.
Среди продаж онлайн-агентов в Казахстане доля Aviata.kz составляет 30%. Продажи казахстанского сервиса превышают $2 млн в месяц и растут на 15-20% ежемесячно. Около половины покупателей оплачивают билеты банковскими картами. Всего 20% продаж авиабилетов компании осуществляются с помощью мобильного приложения.
«В Европу и Америку идти уже поздно и там уже есть крупные игроки. Тогда необходимо обратить внимание на Южную Азию (Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Малайзия – прим.LS), где население достаточно большое, а IT-технологии развиты слабо. Для многих игроков выход на другие рынки — возможность вырасти глобально. Если IT-технология агрегатора легко масштабируется на соседние рынки, и для локализации потребуется только язык и сайт, то стоит попробовать», — заключил он.
По мнению директора Chocotravel.com Николая Мазенцева, для трэвел-проектов выход на иностранные рынки осуществляется просто по сравнению с другими участниками электронной коммерции.
«Для выхода в новые страны нам достаточно перевести сайт на нужный язык и организовать поддержку пользователей на этом языке, подключиться к локальному IATA-агенту, подключить локальные инструменты платежей. Ключевой фактор — конкурентна ли технология проекта на международной площадке, и может ли сайт искать лучшие цены на авиабилеты по всему миру», — объяснил он.
Н.Мазенцев отметил, что Chocotravel.com рассматривает возможность развития на зарубежных рынках. Однако финальных решений в этом направлении не принято. К тому же, на локальном рынке достаточно работы. По прогнозам компании, казахстанский онлайн-трэвел рынок вырастет в восемь-десять раз в ближайшие пять лет.
«Ближайшие несколько лет компания намерена совершенствовать технологии поиска авиабилетов и клиентский сервис. Помимо этого, планируется ввести возможностью выбирать место и питание на борту самолета. На данный момент мы выписываем билеты по молодежным и групповым тарифам. Также завершаем работу над выпиской билетов напрямую в авиакомпании, минуя локальный процессинг, что делает билет дороже. Летом 2015 года появится и мобильное приложение», — сообщил он.
Эксперт отметил, что доходность на этом рынке низкая – 2-3%, для развития онлайн-агрегаторам авиабилетов необходимо увеличивать масштаб работы. «Компания может окупать команду и инвестировать в свое развитие только в случае больших оборотов. Небольшие трэвел-стартапы могут выжить только в узких нишах, где невысокая конкуренция или локальная привязка», — добавил он.
По данным компании, онлайн в Казахстане продается около 10% всех авиабилетов. Контрольную долю на рынке занимает AirAstana. По подсчетам Chocotravel.com проект имеют 15% долю на рынке онлайн-продаж авиабилетов в Казахстане. Н.Мазенцев подчеркнул, что только в 2014 году компания занимала 3% от онлайн-рынка авиабилетов в стране.
Всего рынок онлайн-продаж авиабилетов с 2013 по 2014 вырос примерно на 25%, с 2014 по 2015 примерно на 40%. Следующие три года темп роста будет довольно высоким – порядка 30% в год.
«Крупные игроки будут усиливать позиции, мелкие без инвестиций задумаются о том, чтобы перестать заниматься этим направлением. На рынок вероятно выйдут иностранные игроки. Потому что, как уже было сказано, выйти в другу страну не так сложно, а второй момент – всем тревел проектам нужен рост и большие обороты», — заключил Н.Мазенцев.