ЕНТ у нас получило масштаб события по-настоящему национального. Сразу и не поймешь, чего в нем больше — радости или тревоги. Те, кто прошел заветный порог (кстати, как правило, самостоятельно установленный выпускниками, а чаще их родителями), веселятся и ликуют, а с остальными — множество вариантов: депрессия, психические расстройства посерьёзнее и, увы, суицид. Что же такое ЕНТ? Интервью с Маргаритой Ускембаевой – детским психологом, президентом Института равных прав и равных возможностей Казахстана.
— Наши школы на период ЕНТ превращаются в театр военных действий — мы читаем оперативные сводки: на ЕНТ засекли неопознанное мобильное устройство; девочка совершила самоубийство и так далее, и тому подобное. Столько трагедии. Почему ЕНТ мы ждем с таким напряжением? Это не праздник окончания школы, а мучение.
— Как ЕНТ, так разыгрывается национальная драма. Связано это с особенностями организации процесса. Хотя его проводят уже больше 10 лет. Мы как общественность не устаем говорить об условиях проведения, о положении детей в период подготовки и в момент сдачи экзамена. Говорим о возмущении родителей, о многих аспектах, которые нарушают права детей.
— Вы имеете в виду обыски?
— И обыски тоже.
— Когда вокруг тебя ходят представители КНБ и полиции, это напоминает военный лагерь.
— Обычный экзамен итоговой оценки знаний превратили в театр боевых действий.
— В чем заключается нарушение прав детей?
— В том, что создается напряжение. Сама процедура вызывает большой стресс из-за неприятной психологической среды. Недопустимым образом обыскивались девочки. Все это было заснято на камеру и показано по телевидению. Это говорит о том, что мы не доверяем детям. Смотрят на них как на потенциальных преступников. При подготовке к ЕНТ учебный процесс остается позади.
— Какой там учебный процесс! Я тоже когда-то начинал как учитель. Тогда были экзамены. А сейчас нет никаких учебных планов. Натаскивание и зубрежка. Системы и глубины знаний мы не видим.
— Идет количественная оценка знаний. А не содержания знаний и логического мышления.
— Логическое мышление хотят включить в вопросы.
— Уже включили. Из 25 вопросов по одному предмету — один вопрос на логику. Но здесь такая проблема: если в процессе обучения не развивают логику, не предлагают задачи логического характера, то и не вправе включать в тесты задания на логику. Это же тоже нарушение прав. Не научили – не могут требовать. Еще один момент. Как выглядят задачи на логику по математике — понятно. А как это выглядит в гуманитарных науках? Насколько это возможно? На наш взгляд, серьезных исследований не проводилось и в методологии много вопросов. Ведь, существует конкретная методология конструирования тестовых заданий. Мы знаем разницу между педагогическими и психологическими заданиями. Неправильная организация, с точки зрения методологии. Используются задания из любых источников – из интернета, популярных изданий, из энциклопедий. А должен быть один базовый учебник. У нас все коммерциализируется. Сейчас эти тестовики стоят 350 тенге. И каждый год каждый ребенок покупает их. Но не факт, что вопросы тестовика войдут в тестовые задания. Пора уже централизованно под контролем Министерства образования публиковать эти тестовики.
— Я знаю, что ваш институт проводил исследования. Замеряли IQ до ЕНТ и после. Каковы результаты?
— Мы провели исследования еще в 2012 году. Эта классическая процедура называется тест Амтхауэра. Это тест на исследование структуры интеллекта. Мы проводили тест в феврале и в мае. Причем, у нас была экспериментальная группа и контрольная. Дети были из разных школ. Мы не ожидали, что при первом исследовании был высокий уровень интеллектуального развития. Это обычная школа. Я не сторонник элитизации образования. Считаю, что в обычной школе ребенок может получить качественные знания. Мы не просто исследовали детей, а предложили специальную программу их развития. Говорили о психологической готовности детей к ЕНТ. Это должна быть эмоциональная готовность и интеллектуальная готовность. С экспериментальной группой раз в неделю психологи проводили занятия на развитие мышления, внимания, памяти и воображения. Дети готовились к ЕНТ. Постоянные репетиторства. Сетки занятий уже не придерживаются. Мы снова провели исследования в мае – результат ужасающий. Показатели ниже на половину.
— Ежедневная зубрежка и кулак над головой с надписью «ЕНТ».
— Получается, неприятный эмоциональный фон напрямую сказывается на их интеллектуальном развитии.
— Нареканий много со стороны родителей и учеников. Хотя мы мнение учеников не учитываем. А они — такие же граждане нашей страны и за ними будущее. А к мнению общественности кто-нибудь прислушивается? Говорят, опять будут ужесточать.
— Мы создали общественный фонд «За развитие образования». В его рамках мы обращались в министерству образования, к акимам. Вы знаете, что рейтинг акимов включает пункт успешности сдачи ЕНТ. Мы считаем, что экзамены не должны включаться в рейтинги.
— Дети — отдельно, акимы — отдельно.
— Мы придерживаемся принципа детоцентризма – в первую очередь, интересы детей. Не озираемся на взрослых, акимов и министерство. Все-таки общественность была услышана. Вчера мне сообщили, что пришло письмо от правительства об изменении. Я сначала посчитала, что это жестоко удалять детей, которые пользуются шпаргалками.
— Без права поступать вообще.
— Но потом подумала, если дети и родители будут знать об этом, то это прогрессивная мера, так как все дети будут в равных условиях. А то были случаи, когда некоторые школы, заходя на ЕНТ, имели какие-то преференции. Получали помощь, подсказки – возможность лучше сдать. Еще мы говорили, чтобы результаты ЕНТ были не основными. Теперь будут выводить среднюю оценку, учитывая успеваемость за все годы обучения.
— В этом году?
— Да. Вводится такое изменение.
— Наконец-то.
— Мы же понимаем, что ЕНТ – процесс стрессогенный. Поэтому ребенок может сдать неуспешно. Таких случаев очень много. Ребенок, хорошо проучившись все годы, сдает ниже всех ожиданий.
— Ребенок может просто растеряться. Не все же Чингачгуки.
— Конечно. Времени дается 3,5 часа на все предметы. Мы говорим об особенностях переключения внимания с точных наук на гуманитарные. Нужно иметь сильную психику, чтобы выдержать такое напряжение под светом прожекторов и охраны.
— Вам как к детскому психологу, наверное, часто обращаются родители с вопросом: как психологически подготовить ребенка к ЕНТ в плане организации рабочего места или питания? Я, когда готовился к экзаменам, покупал трехлитровую банку виноградного сока. Он хорошо действует на мозги.
— Мы выезжаем с консультациями в школы. Совет простой – калорийное хорошее питание. Обычно говорят – грецкие орехи.
— Шоколад.
— Необходимо калорийное, но сбалансированное питание. Ребенок должен высыпаться. Непрерывный ночной сон 8 часов. Вовремя ложиться. Важно чередовать умственную и физическую активность. Позаниматься 2 часа, потом перейти к другому виду деятельности или прогуляться. То есть не надо думать, что, загружая ребенка, можно все решить. Важный момент – каждый день ребенку нужны нежные посылы. Ласковые касания, слова любви и доброты. Дать понять ребенку, что для родителей он — центр Вселенной. Это повысит его самооценку и даст ему самообладание в процессе ЕНТ.
— И в жизни.
— А еще ребенку важно дать понять, что на ЕНТ жизнь не заканчивается. Даже, если ты его провалишь, ты не будешь хуже, чем сейчас. И всего добьешься в жизни.
— Это самое главное напутствие.
-Мы предлагали создать специальные пункты, где ребенок, не сдавший ЕНТ, мог бы его пересдать.
— Прислушиваются?
— Пока нет.
— Ну, что же! Сегодня мы узнали об изменениях в процессе ЕНТ. Это большой прогресс. Но пока не настолько насколько бы хотелось.
Видеоверсию смотрите здесь.