У курящих людей все меньше прав, но все чаще на их стороне логика и здравый смысл. Об этом наш разговором с руководителем общества «Права курящих в Казахстане» Денисом Ибрагимовым.
— Что заставило вас бороться за права курящих?
— Нарушение прав курящих наблюдается повсеместно. СМИ подают информацию так, что это задевает мои чувства, права и мое достоинство. Мне стало интересно – откуда растут ноги у этого явления и агрессии? Пришел к выводу, что это часть политики антитабачников во всем мире.
— Кто сегодня выступает от имени антитабачников и насколько эффективны меры борьбы с курением?
— Оказывается, у нас есть коалиция «За Казахстан, свободный от табачного дыма». Ее лидер — Жамиля Садыкова. Взаимодействует с Центром по формированию здорового образа жизни, с Минздравом и акиматами. Что касается мер и эффективности, я уже не раз озвучивал свою позицию в частных публикациях и со странички в соцсетях: они бесполезны здесь и бесполезны во всем мире. Наша модель использует общемировые тренды. Их задает Всемирная организация здравоохранения. Но нет ни учета менталитета народов разных стран, ни учета социальных составляющих, ни учета платежеспособности. Просто повсеместно внедряется этот шаблон, и все.
— Давайте возьмем конкретные шаги, которые были предприняты. В частности, появление на пачках ужасных картинок с возможными последствиями. Понятно, что это должно оказывать психологическое воздействие на людей. Оказывает ли? Курят ли люди меньше?
— Возможно, на кого-то эти картинки оказывают ожидаемый эффект. На меня — нет.Я не стал использовать портсигар. Я знаю много людей, которые сперва хотели приобрести портсигар, потом это перестало их беспокоить, потом они об этом забыли. Как и раньше, покупают пачку сигарет. Я в числе тех, для кого картинки на сигаретах даже забавны. Немного нелепы, немного раздражают.
— А повышение цен на сигареты заставит бросить курить?
— Я вижу, что люди курят в парках, скверах. Рост цен никого не заставил бросить. Ни один их моих знакомых из тех, кто бросил курить, не сказал, что сделал это из-за дороговизны. Кампания просто вызывает раздражение, неприятие этих мер. Малообеспеченные слои населения не могут позволить себе одно и тоже, если на него растет цена. Они просто переходят в более дешевый сегмент.
— Это еще больший вред своему здоровью.
— Не знаю насчет вреда, но переходят на дешевое. В других странах есть опыт перехода на самосад, дикий табак или выращенный полукультурно. А он неизвестно какого качества. Меры провоцируют появление контрафактной продукции, подделку сигарет в кустарных условиях и вывод их на рынок. Покупают малоимущие. Так вот самосад и контрафактная продукция нанесут гораздо больший вред их здоровью.
— Я знаю, что вы изучали опыт других стран. К чему борьба с курением привела там?
— Есть статистика, которая отражает позицию антитабачных организаций. Небольшая, но регулярная статистика курящих. Новостные источники говорят, что борьба не приносит пользы.
Помню заголовок «Власти Франции шокированы количеством курящей молодежи». Это страна, которая на протяжении последних десятилетий входит в рейтинг стран с самым жестким законодательством.
Там 10 лет повышают цены. Сигареты очень дорогие. Там больше мест, где нельзя курить, чем где можно. Пропаганда, социальная реклама. Применяются все инструменты.
— Лучше не придумаешь.
— И власти все равно шокированы. Для меня это показатель, что навязанные меры не работают. Нам говорят мы пойдем по пути Запада: все ограничим, запретим, победим. Это разве не достойный пример? А пример юго-восточной Азии, где первыми применили картинки на пачках? Там все курят. И любой турист это подтвердит. Индия тоже входит в рейтинги. Греция, где очень жесткая система штрафов – курят повсеместно.
— Понятно. И все же весь мир понимает, что курение не приносит пользы. Тогда что делать, чтобы молодежь предпочла курению что-то другое? Какие есть, на ваш взгляд, действенные методы, чтобы снизилось число курящих?
— Вот здесь нужно сделать оговорку. Вы сказали про молодежь – как прекратить ее вовлечение в курение. И сказали про общее число курящих. Думаю, что снизить общее число курящих можно за счет уменьшения количества курящей молодежи. Мне не нравится, что в мою взрослую жизнь лезут с рекомендациями, как ее лучше проживать. Я прекрасно знаю, какой вред может нанести курение. Я умею читать и изучать. Знаю об этом с подросткового возраста. Это не новый тренд. Пропаганда вреда курения была еще в середине 80-х. Тем не менее я вырос, курю сознательно. Умею управлять своей жизнью. Если будет желание и необходимость перестать курить, я это сделаю. Не надо нас травить и делать изгоями. Что касается молодежи, она больше, чем другие категории, подвержена увлечениям. И нужно увлечение спортом и здоровым образом жизни доступным.
Спорт нельзя сделать модным, если он недоступен, если человек не может позволить себе спортзал, бассейны. Вот здесь нужно работать.
Сделайте доступным досуг. Когда люди поймут, что ходить в спортзал легче, чем купить сигареты и пиво, они этим воспользуются. Потому что это интересно и красиво.
Сколько средств в Казахстане расходуется на антитабачную кампанию, я не знаю. Точно знаю, что не малые. Если эти деньги пойдут на создание доступного досуга, ситуация кардинально изменится. Но, боюсь, чей-то бизнес на этом прекратится.
— Сейчас все больше говорят о запрете помещений для курильщиков в кафе и ресторанах, развлекательных центрах. Хотя эти комнаты никому не мешают. Ваше отношение к этому?
— Это самое первое, о чем я говорил в своих публикациях. На данный момент — это положение отменено. Курилки в помещениях остаются. К ним выработаны специальные требования по устройству и вентиляции. Если проводить аналогию между нами и Россией, то там все просто страшно. Убрали комнаты для курения из аэропортов. Люди сидят в ожидании рейса…
— Иногда по 16-18 часов.
— Убрали комнаты из заведений общепита. Вы правильно сказали – они же никому не мешают. Здесь у нас гораздо лучше поступили. Я им за это благодарен. Кстати, у нас есть хороший закон – запрет на продажу сигарет лицам, не достигшим 18 лет. Соблюдать закон – и все будет прекрасно. Это вопрос моральных качеств тех, кто продает подросткам сигареты.
— В погоне за прибылью…
— Я считаю, что это гадко. Еще гадко, когда взрослый человек угощает ребенка сигаретой. Подросток просит у дяди закурить, а дядя не дает. В этом направлении должна идти работа.
— Должен быть контроль органов за точками продажи.
— Обязательно. Плюс воспитательный элемент. Вы же не хотите, чтобы ваши дети курили. Я бы не хотел.
Законы есть, есть инструменты – нужно правильно их использовать. Не нужно лишней истерии.
— В соцсетях идет, можно сказать, война между курящими и некурящими. Какой масштаб у этого спора?
— Войну ведут антитабачные организации с курящими людьми. Не с курением, а с людьми. А в соцсетях – это уже последствие такой войны, агрессия некурящих людей по отношению к курящим. 5-10 лет назад такой агрессии не было. Это общемировой тренд последних 2-3 лет. Антитабачники очень аккуратно делают заявления — это же информационная война. Делаются заявления – одно, два, много – формируется общественное мнение. Затем оно разрастается, вызывая презрение, проецируя все это на курящих. Они становятся изгоями.
— Тем не менее, что-то же есть хорошее в делах антитабачных кампаний?
— В первую очередь, нужно признать, что у них благородные цели. Я — за разделение зон курящих и некурящих. За разделение общественных зон. Я – за законодательные ограничения. Мне нравится, что у нас запрещена реклама табачных изделий и алкоголя. Обо всем этом нужно говорить в связке. Дело в здоровье нации. Но мы сейчас больше говорим об инициативах, принятых на уровне государства. Я не припомню, чтобы социальная инициатива имела какой-то эффект.
Жамиля Женисова очень гордилась проектом «скунскамера». Суть его в том, что любой человек, увидевший курение в неположенном месте, может позвонить по определенному номеру телефона, туда сразу приедет антитабачный спецназ и всех накажет. С марта я звоню на этот единственный номер — он либо занят, либо не отвечает.
И все это происходит в месячник борьбы с табаком в Казахстане. Объявляют инициативу, считая ее полезной. Но почему она не работает? На улице Фурманова в районе «Самал» стоит три лайтбокса. На них идет информация об этой инициативе с номером телефона.
Средняя цена одного лайтбокса составляет не менее 150 тысяч тенге. 450 тысяч бюджетных денег, наверняка, это сделано по согласованию с акиматом города, просто без пользы потрачены. Потому что телефон не работает.
— Сколько таких боксов по стране?
— Не знаю. Наверняка они еще есть. На это место за эти деньги можно повесить рекламу кефира как продукта. Потому что кефир полезнее неработающего телефона. Я не могу вспомнить ни одного флешмоба или ролика, который по-настоящему говорит о вреде курения, что заставит человека задуматься. Социальная реклама хорошего качества – это всегда дорогое удовольствие. А у нас…
Видеоверсию смотрите здесь.