Находчивые усыновители придумали, как обойти 7 кругов ада официального усыновления, и вывели алгоритм — «усыновление по-таразски». Ключевой фактор здесь — взятки, но зато быстро! Ведь обычный процесс долгий и мучительный.
Эксперты полагают, что отчасти именно поэтому почти нет здоровых детей до 3-х лет в домах малютки и детских домах, а ведь за ними в органах опеки стоят огромные очереди. Оказывается, здоровые детки просто не успевают «дойти» до органов опеки — их разбирают прямо в роддомах. Особым, «таразским» способом.
— Проблема в том, что наши граждане предпочитают усыновлять детей до 3-х лет пока ребенок маленький, — рассказывает подробности Есен Кенесаринов, юрист ОФ «Лига женщин творческой инициативы». — В этом есть определенная логика в части воспитания. Плюс, как правило, приемные родители скрывают, что ребенок усыновленный. Но здоровых детей в детских специальных учреждениях сегодня практически нет, и дело не в том, что от них стали меньше отказываться. Они просто не доходят до детских домов. Их усыновляют еще в роддомах.
— Каким образом можно усыновить ребенка еще в роддоме?
— За деньги — мы впервые услышали о таком способе из Тараза, потому и называем его «таразским усыновлением». Женщина, готовая отказаться от своего ребенка, и потенциальный усыновитель находят друг друга при посредничестве нужных людей и договариваются. После родов она записывает в свидетельстве о рождении отцом того самого усыновителя. Потом она выписывается из роддома и через какое-то время отказывается от своего ребенка в пользу этого «отца»-усыновителя. И родитель фактически считается его биологическим отцом — потому что так записан. Такой ребенок проходит мимо дома малютки, мимо всех инстанций, судов и т.п. И это только одна схема. Вообще их несколько, но эта – что-то новенькое.
— А что в этом плохого? Дети пристроены, время и нервы усыновителей не потрачены, все чувствуют себя хорошо и счастливо.
— Ну, давайте начнем с плюсов. Потенциальные родители минуют все эти стадии — «7 кругов ада», как мы их называем. Суды, работа с органами опеки — там много всяких бумажек надо собрать нужных и не нужных. Во-вторых, таким образом усыновитель становится законным отцом этого ребенка со всеми вытекающими отсюда последствиями. И даже суд не сможет его лишить отцовства. Решением суда отцовство у нас не оспаривается. А из минусов – это коррупционная составляющая. Эта схема работает везде, начиная с роддомов, женских консультаций, когда роженица говорит, что не хочет этого ребенка и собирается от него отказываться, начинает работать механизм, в который вовлечены все. Во-вторых, неизвестно, в какую семью попадет этот ребенок. Есть много случаев, когда дети попадают не в хорошие семьи. И в этом случае государство не сможет отследить этого ребенка, в каких условиях он будет содержаться, как родители будут о нем заботиться, здоров он — не здоров. Там вариантов куча.
— То есть вы считаете, что процесс усыновления не нужно упрощать? Что потенциальные родители должны пройти через эти «7 кругов ада»?
— Я считаю, что если родители по-настоящему решили усыновить, они пройдут и через 10 кругов. И усыновят, если у них действительно есть возможность для этого, если они этого хотят.
Есть очень много случаев вторичного отказа, потому что оказываются неготовыми психологически, материально. Находится масса причин. Поэтому алгоритм усыновления должен быть длительным и сложным.