Жертвами насильников в Казахстане становятся не менее 100 детей в год. С каждым годом эта цифра увеличивается. По данным МВД, за 9 месяцев 2010 года зарегистрировано 94 случая педофилии. За такой же период 2011 года — 111 случаев. В 2012 году 248 изнасилований и 120 случаев насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Каждый день мы узнаем ужасающие факты о наших детях. Как изменить это? За конкретными, практическими советами мы обратились к детскому психологу Анастасии Патманиди.
— Анастасия, что происходит? Мы в панике.
— Ничего не могу сказать по поводу статистики. Может, она увеличивается. А паника, наверное, в связи с тем, что информация мгновенно распространяется, так как у всех интернет в кармане. Работая с родителями, мы видим, что у родителей, имеющих маленьких детей, паника. Маньяки всегда были. И это мы не можем изменить.
— Настя, вы сталкивались в детстве с этим. Я тоже: 3-й или 4-й класс, советское время, когда люди более внимательно относились друг к другу. Нас было 3 девочки. Подошел мужчина европейской национальности, пригласил к себе домой за шоколадками. По прошествии времени я понимаю, что это как раз тот момент, когда взрослый человек имеет корыстные цели по отношению к ребенку. Слава Богу, все обошлось, потому что я точно помнила слова родителей: с чужими людьми никуда ходить нельзя.
— Такая же самая ситуация. Человек попросил провести его до школы. Нас несколько детей. Это 2-й или 3-й класс. И когда я его провела две улицы, вдруг внутри голос родителей: с чужими ходить нельзя! Мы с друзьями развернулись. Я сказала: «Извините, я не могу идти». Сердце колотилось, было страшно.
— Это подтверждает, что проблема была всегда. Но сегодня масштабы больше.
— Да. Время вносит свои коррективы. Родители работают. Особенно во время каникул не все родители могут отправить детей к бабушке или в лагерь.
— В лагерях тоже всякое случается.
— Да.
— Получается, это вина родителей? Их беспечность?
— И такое бывает. Есть случаи, когда родители беспечно относятся к безопасности своих детей.
— Это какие случаи?
— Отпускают детей без присмотра. Окна выходят не во двор. Дети, они же такие: мама не смотрит? Бегом за угол! Или оставляют маленьких детей дома одних. Это вообще кощунство.
— С другой стороны, был проведен эксперимент. В нем участвовали дети до 12 лет. Результаты были просто шокирующие. 9 детей из 10 пошли с незнакомым мужчиной. Родители были в шоке, потому что они объясняли ребенку, а он все равно пошел. Что это?
— Известный факт, что у детей аналитическое мышление в 10 лет еще не очень развито, особенно в такой ситуации. Они больше слушают эмоции. Может подойти кто угодно. И маньяки тоже разборчивы.
— Говорят, они выбирают послушных детей. Для которых слово взрослого авторитетно.
— Верно. Потому что мы же давим своих детей авторитетом. И они, чтобы соответствовать, слушаются.
Хорошо если ваш ребенок — бунтарь. Начинает вредничать — это мы так его оцениваем. На самом деле он проявляет свои личностные качества. У такого ребенка меньше шансов попасть в такую ситуацию.
— А что делать? Как объяснить ребенку? Есть общее объяснение или это зависит от возраста?
— Зависит от возраста и самого ребенка.
До 3 лет, когда формируется базовое отношение к миру, нельзя запугивать чужими дядями и тетями. Иначе мы можем травмировать его на всю жизнь.
— То есть, говорить, что тебя заберет чужой дядя — нельзя?
— Да, к тому же дети вряд ли в таком возрасте остаются одни. Я надеюсь, что не остаются. С такими детьми все проще.
Можно отыгрывать сказки «волк и семеро козлят». Объяснять простые вещи, что дверь нельзя открывать и оставаться одним.
— Либо отыгрывать ситуации.
— Отыгрывать на зверушках и знакомых персонажах. Детям от 3 до 5 лет уже можно говорить. Но использовать игровые моменты. То есть, ребенок понимает, что это есть, но…
— А как говорить? Самое сложное — говорить. Давайте я — маленькая девочка, а вы — моя мама.
— Опять же на сказках. «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь».
Или придумайте свою сказку. Маленькая девочка гуляла во дворе, заблудилась. Где мама? Мама осталась там. И вдруг идет страшный волк. В конце сказки вывод — нельзя отходить от мамы, оставаться одной или идти с чужими людьми.
А дальше уже сложнее. Ближе к 7 годам у ребенка развивается страх смерти. Можно сказать ребенку «тебя могут украсть», но есть родители, которые говорят ребенку — тебя могут убить… Хотя моей дочке 7 лет, она не боится, что ее могут украсть. Она понимает это, но ужаса в ее глазах я не вижу.
Запугивать тоже нельзя, иначе мы нанесем ребенку урон, потому что уже есть страх смерти.
— А со старшими детьми?
— Со старшими проще. Ребенку уже можно объяснить, что его могут обидеть. И потом, дети могут открыть интернет и почитать там. Порой они знают больше, чем мы.
— Сейчас летние каникулы. Большую часть времени дети находятся без родителей. Родители не могут 24 часа находиться с ними. Есть ли какие-то советы как детского психолога, чтобы максимально обезопасить детей?
— Здесь совет не столько как психолога, сколько как человека, работающего с детьми, и мамы. Первый совет — это неусыпный контроль. Но если все-таки детки остаются одни, то можно скооперироваться с соседями и присматривать по очереди. Составить график.
— А вот часто незнакомые бабушки, тети, дяди подходят к ребенку и угощают конфеткой. При этом чаще всего родители присутствуют. Правильно ли родитель поступает, когда позволяет принимать конфету от чужого человека?
— Специалисты рекомендуют,
если ребенок спрашивает: «Мама, можно мне взять конфетку?» — лучше не разрешать.
Если хотите воспитать вежливого ребенка, научите — возьми, но до моего прихода не ешь. Но лучше — учить не брать. Потому что дети есть дети. Они возьмут конфету и через 5 минут все забудут.
— Мы — дети советского времени. Я помню, что мы, играя на улице, всегда были активно задействованы. Сейчас я прохожу по двору и вижу, что дети предоставлены сами себе…
— Мы видели детей, которые, накрывшись, сидят на солнце и играют в игры в планшете. Общаясь с детьми я заметила, что дети не знают игр. На прошлой неделе был смешной случай.
Я спрашиваю у детей: «Какие дворовые игры вы знаете?» Молчание — 2 секунды. Потом: «Мы знаем «Майнкрафт». Это, по сути, приговор нашим детям.
Но потом стали разбираться. Дети говорят — мы на улице догоняем друг друга. Мы сейчас разрабатываем проект «Дворовые игры». Он бесплатный. Идет подборка игр. Мы хотим, чтобы они висели в каждом дворе. Дети смогут смотреть и играть. Хотим, чтобы во дворе были спортивные мероприятия. Чтобы самим сделать медали. Завлечь детей в командные игры. Их очень много.
На самом деле, это просто лень взрослых. Пришли с работы — мы устали. Вместо того, чтобы надеть кроссовки и сказать: «Так, ребята, давайте бегать…»
Мой папа по сей день так делает. Когда мы были маленькие, он организовывал футбол. Хотя мы дочки. По сей день площадка, которую он сделал, работает. Мой папа до сих пор катается на роликах. И мы с мужем не ленимся организовывать игры. Потому что это наши дети.
— А вам не кажется, что сегодня детей даже трудно завлечь в эти игры?
— Нет.
Дети из семей любого достатка, даже если у них несколько планшетов и дорогущие игрушки, они все равно дети. Они эмоциональны.
И если их завлечь, они откликаются на ваш интерес. А если вы вяло себя ведете, конечно, он лучше в планшет поиграет.
— А что вы скажете родителям, которые говорят: «Нам некогда. Сейчас все дорого. Мы не можем».
— Я согласна с родителями, что мало и дорого. Но это лень. У нас есть кружки, организованные школьниками, бесплатно.
У нас у всех куча дел, доделанных и недоделанных. Но если мы будем отрывать от своей лени кусочек и заниматься детьми — это здорово.
— Возвращаясь к злободневной теме, когда наших детей хотят обидеть чужие люди. Какие способы они применяют? К чему нужно подготовить наших детей? Вариантов обмана — масса. Начиная от «давай вместе найдем кошечку или собачку».
— Я думаю, нужно прорабатывать разные варианты. Есть случаи, когда подходят не только мужчины, женщины, парни, девушки, но даже дети. Используются дети, чтобы увести детей. Главное – говорить с ребенком. Ребенок должен вам доверять.
— Слышала такой способ обезопасить — пароль.
— Да. Отличный вариант.
Мама с ребенком придумывают пароль. И когда незнакомый человек подходит и говорит: «Твоя мама…» Ребенок говорит: «Скажите пароль». Это беспроигрышный вариант.
Но не факт, что человек скажет про маму.
— А еще говорят, что ребенок всегда должен говорить: «Я жду маму. Сейчас она придет, и я спрошу, можно ли идти». Тоже безотказно действует. И даже пугает.
— Это отличный вариант. Сказать: «Сейчас придет взрослый, я его жду».
— В эксперименте, о котором я говорила, один ребенок сказал именно так, хотя мамы рядом не было. И это сработало. А может есть еще варианты? Как вы со своими детьми?
— У меня такая работа, что я детей просто не оставляю. Я могу забрать их с собой. Но я разговариваю со своей дочерью. Были моменты, когда мы подсылали людей, чтобы проверить, уйдет она или нет. Потому что она очень доверчивая. Не шла. Хотя ей не было еще 5 лет.
— Вы такой эксперимент проводили?
— Потому что я очень переживала из за ее доверчивости.
— Это еще один способ. Настя, а если провести эксперимент в рамках двора?
— После развития таких событий, я подумала о тренингах — проиграть ситуации. Для детей она обычная, а для жизни — экстремальная ситуация.
— И все-таки хорошо, когда есть бабульки на лавочках. Они внимательно наблюдают за происходящим.
— Чтобы чужой не заходил.
— А вы замечаете, что люди стали более равнодушно относиться друг к другу?
— Нет. Я не замечаю. Может, опять же в силу работы. Были случаи, когда мои коллеги и родители, которые приходят в наш центр, спасали детей. Прямо уводили от незнакомых людей. А недавно был случай — парень шел с ребенком. Мы спросили: «Где твоя мама?» Парень убежал. Вернули ребенка во двор. Он был без присмотра. Потом мы звонили родителям, пугали их.
— Надо же! Ваш совет людям, которые видят такую ситуацию. Надо ли вмешиваться?
— Говорю как мама, не как психолог.
Мы с мужем, когда видим ситуацию с плачущим ребенком или что-то подозреваем, подходим, смотрим, прислушиваемся, что ребенок говорит.
И мы не одни такие.
— Здорово. Спасибо вам. Желаю, чтобы наши дети с их родителями жили в максимально безопасной обстановке. Радовались летним каникулам и начали школьные дни в хорошем настроении!
Видеоверсию смотрите здесь.