Никогда не поздно — справедливость этих слов как нельзя лучше иллюстрирует пример Ерболата Тогузакова. Каждый журналист, который занимается кино, хоть однажды должен посвятить этому человеку материал или программу. Потому что это феномен — человек попал в кино в 60 лет и сразу же стал легендой.
— Вас, наверное, уже раздражает вопрос о том, как вы попали в кино, а вернее – в кадр. Потому что в кино вы уже давно. Я хотел бы поговорить о вашем прошлом до кино. Каким был Ерболат Тогузаков в 1980-1985-е годы?
— Вы правильно сказали – в кино я с 1972 года. У меня дополнительно есть экономическое образование. Еще двухгодичные курсы подготовки директоров кинокартин в Москве при Госкино СССР. Получил полное образование по кинопроизводству.
— А вы не тяготились этим своим занятием? Или лелеяли мечту, что все-таки когда-нибудь попадете в кадр?
— Я никогда не думал, что попаду в кадр. Я мечтал быть оператором. Мне сказали, чтобы я поработал администратором. Это было еще на старой студии. Меня пригласили на должность администратора на кинокартине «Серый Лютый». Замечательный фильм Толомуша Океева. После этого фильма меня и направили на курсы в Москве. А сниматься я, действительно, начал после 60-ти. Сначала были эпизоды, потом роли.
— Получается, в кино вы прошли от самых низов до сегодняшней славы. Конечно, мне хочется спросить вас – как вы попали в кино. Но я по-другому сформулирую. Как вы думаете, что режиссеров в вас привлекает? Как вы стали таким востребованным?
— Сложно сказать. Мы с ними не вели такой теплой беседы. Я снимался у Турсунова, Абдрашева, Шарипова. Они смотрят более объемно. А я думаю, может из-за моего фэйса.
— Это однозначно. А вы сами что-то делаете, чтобы понравиться режиссеру? Или вы приходите — всё, берем.
— Я сейчас не хожу на кастинги. Потому что знаю, что уже возраст и лицо такое. Если я буду нужен, меня и так позовут. Кастинг – это уже лишнее. Есть такая профессия — ассистент режиссера по кастингу. Они уже знают, какой им нужен типаж. 80, 60 или 40 лет. Также есть при киностудии актерский отдел. Им заведует Жанна Куанышева. У нее есть альбомы.
— Вы – не профессионал в кино. В какой-то момент в кино количество непрофессионалов превысило количество профессионалов. Многие говорят, что будущее за непрофессионалами в актерстве. Вы считаете себя уже профессионалом?
— Я не согласен. Профессионал должен быть профессионалом. Пройти обучение. Уметь реагировать на желания режиссера.
— А самородками?
— Я себя таким не считаю. Мне просто повезло с режиссерами. Они всегда объясняют мне, что от меня нужно. Спасибо им, что они могут мне это объяснить. А так я наблюдал работу многих великих актеров – российских, казахстанских, киргизских.
— С кем больше всего запомнилось работать?
— Я тогда еще был администратором. Это киргизский актер Чокморов. Это наш Асанали Ашимов. Нуржуман-ага Ихтимбаев. Недавно ушедший из жизни Касым Жакибаев. Один типаж. И еще много других актеров. Могу привести слова Ермека Турсунова, которого я очень уважаю: «Если бы у Касым-ага было здоровье, то «Шала» бы тебе не видать».
— У вас были еще замечательные роли в «Подарок Сталину» и «Сказ о розовом зайце».
— Это мои вторые роли. Они мне очень помогли.
— Не боитесь, что роль шала вы уже не перекроете, или вы гордитесь этим? Александр Демьяненко остался вечным Шуриком. А вы не боитесь остаться вечным шалом?
— Не боюсь. Я не собираюсь сниматься в Шал-2, Шал-3, Шал-39.
— У вас поменялась психология от «гостя в кадре» на «это — мой мир»? С ощущения гостя на хозяина, условно говоря?
— Я не могу говорить: «Вот это моя роль». По одной простой причине – должен быть багаж переживаний. Я с детства люблю кино. Наблюдаю за игрой актеров, но это зрительский интерес.
— То есть в вас еще живет зритель.
— Я смотрю кино как зритель – что происходит и как актер это делает.
— Это помогает вам или мешает?
— Помогает. Многое в моей игре взято из движений.
— Из жизни или из того, что подсмотрел?
— То, что подсмотрел.
— Создается ощущение, что вы на все соглашаетесь. Или есть то, на что вы говорите: «Нет. Это я играть не буду»? Как женщины не соглашаются раздеваться в кадре.
— Есть роли, которые нравятся. Когда Ермек Турсунов пригласил на роль шала, я поначалу думал, что не справлюсь. Для меня это был шок. Но Ермек Турсунов настоял, что я справлюсь. Я благодарен ему за это. Я уже не смогу сыграть другую роль. Потому что я привык к положительному доброму старику.
— То есть положительные роли?
— У меня такая настройка.
— А если предложат роль сопротивления? У вас была роль. Ее мало кто помнит и мало кто видел. Это Нариман Туребаев «Солнечные дни». Там воришка, который обокрал главного героя на рынке. Очень интересно получилось.
— Если предложат роль негодяя, мне нужно ее прочувствовать. Возможно, когда-нибудь предложат. Как сыграть предателя? По жизни у меня это не получалось. Я жил в Алма-Ате, где все дружные, поддерживали друг друга. И уйти – считалось плохим поступком. Честно говоря, я играю самого себя.
— Смотрю вашу фильмографию. У вас уже есть несколько ролей за рубежом. Сериал «Касым», который в производстве был снят без права на выбор. И еще сериал в России.
— Да. «Черная река» называется. В сериале «Касым» Леонида Белозоровича я сыграл эпизод – деда Касыма. Очень маленький эпизод. Касыма Касенова – легендарного разведчика. А в российском сериале я сыграл шамана юкагиры. Есть такая народность. Рассказывать не буду. Этот шаман знает, где лежит золото. И он против того, чтобы его нашли. Это золото осталось от отрядов Колчака. Этот герой живет в тайге. По фильму мне 130 лет. И на протяжении всех лет он оберегает это золото. Сериал показывали по НТВ и РенТВ. Сам я пока не посмотрел, потому что в это время был в отъезде.
— И банальный вопрос, который я, по возможности, задаю всем актерам: есть ли роль-мечта?
— Недавно была передача. Речь шла о творчестве Акиры Куросавы. Фильм «Дерсу Узала».
— Вы идеально подходите на эту роль.
— Там сыграл Максим Мунзук. Он так здорово сыграл. И я подумал: а как бы я сыграл эту роль? Вот это мечта.
Видеоверсию смотрите здесь.