Известные портреты ханов — не более, чем «лубочный новодел», заявила историк Ирина Ерофеева. В новой работе ученого впервые опубликованы не только настоящие портреты казахских ханов, но и уникальные исторические документы.
Хрестоматия в двух томах «Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675-1821 гг.» — итог 17-летней работы казахстанского ученого Ирины Ерофеевой. Это 811 переводов и 250 факсимиле оригинальных текстов писем казахских ханов и султанов монархам и сановникам Российской империи и восточных государств. Период в полтора столетия начинается от Тауке-хана («Ликург казахских жузов», как его именовал известный исследователь XIX века Алексей Левшин) и завершается ханом Среднего жуза Вали.
Кроме того, в хрестоматии опубликован портрет хана Абулхаира работы английского художника-путешественника Джона Касла (1736). Это редчайший случай достоверного изображения представителя степной элиты. Как говорит Ирина Викторовна, все известные нам современные портреты казахских ханов, в том числе на старых тенге, — не более, чем «лубочные новоделы», с обликом изображённых имеющие мало общего.
Кроме того, в научном труде опубликованы свыше ста старинных иллюстраций, старых и новых карт, фотографий из собраний и редких изданий музеев и научных обществ Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Парижа. В качестве приложения — исследования автора о городах Казахского ханства, внешних знаках отличия степной элиты, тамгах торе. Здесь же подробные биографические справки о чингизидах и их адресатах, комментарии к переводам писем и терминологический словарь.
На презентации книги Ирина Ерофеева рассказала: «Прошлое Казахстана до Нового времени мы изучаем и знаем в основном по письменным источникам соседних стран. Это китайские хроники, персидские культовые тексты, записки арабских просветителей, русские летописи, труды российских первопроходцев за Урал и документация пограничной царской администрации.
На первый взгляд создаётся впечатление, что письменной истории у нас и не было, а история без текстов — как бешбармак без мяса».
Но в ходе своих исследований на разные темы автор неоднократно выходила на архивные письма казахских ханов и султанов, либо, в крайнем случае, на упоминание таких писем в других источниках. Теперь, благодаря работе Ирины Ерофеевой, исторические личности оживают в собственных письмах, раскрываются как личности — от бытовых деталей до дипломатии и государственной стратегии.
Источник: блог Дениса Щербакова