Не убивайте в ребенке художника, иначе ему не стать счастливым — к этому призывает родителей психолог Гульнур Кулкыбаева. Она убеждена: не каждый малыш станет художником, но каждому ребенку нужно дать свободу самовыражения, чтобы научить его быть счастливым.
— Говорить мы будем о творчестве. Гульнур, вы танцуете. В ваш центр приводят деток, чтобы научить их рисовать. В каком возрасте нужно приучать ребенка к творчеству?
— Мы берем в центр детей с 4-х лет. А вообще есть мнение, что дети с рождения используют очень большой процент своего творческого потенциала. Задача не в том, что нужно развивать его, главное – не гасить. Такая же задача у наших педагогов. Чем старше ребенок, тем меньше в нем творчества. Это обусловлено отношениями в семье – как разговаривают с ребенком родители, обусловлено детским садом, школой, социумом.
— «Что за лошадь ты нарисовал? Таких лошадей не бывает», — мой личный опыт. Я всегда плохо рисовала. Мне об этом говорили и родители, и учителя. Еще в первом классе сказали: «Не быть тебе художником». И с закрытыми глазами ставили 4 и 5. А Дидро, известный французский философ, сказал: «Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать, превзошла бы скоро все страны во всех искусствах». Неужели желание выразить себя так влияет на все, что он делает, даже не связанное с искусством?
— Вы правы. Человек, который ходит в изостудию не обязательно будет делать выставки. Это позволит ему развивать воображение. Воображение – это возможность решать задачи разными способами. Это возможность иметь объемное мышление, хороший вкус. Это помогает не только в творчестве, но и в ежедневной рутинной работе, в отношениях с людьми.
— Еще это важно для моторики ребенка. Он же держит кисточку.
— Для детей от 3 до 6 лет важно развивать мелкую моторику. Даже не столько рисовать, сколько лепить, клеить, вырезать. Детям от 6 до 9 лет важно развивать воображение. Мы просим рисовать не какую-то постановку, а что-нибудь из воображения. Называем это фантазийным рисунком. Наши преподаватели – действующие художники. Они говорят, что научиться рисовать готовый предмет – не сложно. Сложнее найти идею.
— А чем можно объяснить, что у сегодняшних детей плохо с фантазией? Может, в этом виноваты телевизор и интернет?
— Не знаю, что вы имеете в виду под фразой «хуже с фантазией». Чем меньше дети, тем фантазия лучше. У нас потрясающие четырехлетние детки. Гаджеты, безусловно, влияют. У таких детей меньше смелости. Это мои личные наблюдения. Дети сидят и долго думают, что нарисовать.
— Сейчас есть подобные тренинги и для взрослых. Я сама участвовала в одном тренинге и поразилась тому, что я могу рисовать. Простые вещи нарисовала красками – для меня это было потрясением. Зачем взрослые идут на эти тренинги?
— Я думаю, взрослые идут, чтобы реализовать свои детские мечты. У нас есть взрослая группа живописи. Эти люди по обстоятельствам пошли в бухгалтеры или журналисты, но всегда мечтали рисовать. И теперь они это реализуют. Могу сказать, что не бывает людей без способностей. Мы были поражены, когда наша первая группа в первый же день нарисовала потрясающую копию Моне. Работа была лучше, чем то, что я видела на курсе живописи у студентов. Кто-то приходит за реализацией мечты, а кто-то приобрести новый навык. С годами мы становимся ригидными. Нам тяжело что-то впускать в свою жизнь.
— То есть творчество добавляет яркие краски в нашу жизнь?
— Я преподаю движение. И у меня есть такое направление, где человек развивает свои способности через движения. Человек раскрывается, начиная с маленьких движений.
— Я сама занимаюсь танцами. И заметила – кто смел в жизни, смел и в танце.
— Но есть и обратный эффект. Как только человек смело движется в танце или рисует, он более легко принимает важные решения, создает контакты.
— А как родители могут помочь своему ребенку?
— Если они предоставят ребенку стену на растерзание. Предоставят ему пространство, где ребенок сможет делать все, что угодно. У нас есть направление – контактная импровизация. Преподаватель использует прием, который называется «мышца интереса». То есть, интерес – это тоже мышца. Ее можно качать. Качать всю жизнь. В простых вещах видеть целый Космос.
— Вот ребенку родители выделили стенку — рисуй! А с чего начинать – с красок, карандаша, мелков? Или без разницы.
— Без разницы. Ребенок сам выбирает себе материал. Мы наблюдаем за детьми – у каждого есть свои предпочтения. У нас есть дети – живописцы. Работают только красками. Есть дети-графики. Работают только твердым материалом. Но это не значит, что ему нельзя давать другие материалы. Мы иногда живописцам даем лепить. Это тоже развивает.
— Я недавно прочитала интересную мысль: ребенок рисует головой, а не душой. Понимаю, что это способствует развитию его аналитических способностей. Он же рассуждает – какую краску взять, как мазануть. А другие считают, что это минус. Вы как считаете?
— Я отвечу вам как телесно ориентированный психолог. Действительно дети рисуют головой, так как мало внимания уделяется телу. Современные дети меньше ползают, сразу начинают ходить. Меньше гуляют во дворе. Это приводит к большей концентрации энергии в голове, чем в теле. Это сказывается во взрослой жизни. Человек перестает чувствовать свое тело. Ему нужно больше кофе, больше алкоголя. Творчество из головы – не настоящее творчество.
— То есть, у кого-то подсмотренное, надуманное творчество. А к вам приходят семьями? Мама, папа и двое детей. Все будем рисовать. И как вы относитесь к семейному творчеству?
— У нас есть брат и сестра в одной группе. Должны прийти мама с дочей. Но пока не приходили папы с детьми. У меня в танцевальной программе был такой опыт. Приходили всей семьей – мама, папа, сын и дочь. Это классно.
— Классно в чем?
— Люди лучше чувствуют друг друга на уровне тела. Появляется другое качество контакта.
— Я сама танцую танго. Заметила, что у танцующих пар особые семейные отношения. Либо они расстаются, потому что не могут переступить через что-то. Либо отношения переходят на новый уровень, хотя они живут 50-60 лет вместе. А что меняется в отношениях родитель — ребенок?
— Здорово, когда родитель и ребенок делают что-то вместе. Особенно если они творят. Родитель больше понимает дитя, а ребенок больше принимает своего родителя. Потому что родитель — это больше человек с властью.
— А может быть, что родитель, наоборот, будет говорить – неправильно рисуешь, неправильно танцуешь?
— У нас был такой случай. Бабушка все занятие говорила внучке – нет, давай сюда, не так. Но для этого есть преподаватель. Он постепенно корректирует процесс. И родители меняют поведение.
— У преподавателя особая миссия. Дайте несколько советов родителям, которые хотят у себя открыть дополнительные таланты и у своих детей. Что самое главное?
— Самое первое – начать делать. Путь в тысячу миль начинается с первого шага. Попробуйте что-то сделать вместе со своим ребенком — станцевать, поставить сказку или прийти вместе в центр.
— То есть, шагнуть вперед.