Депутаты боятся усиления антикоррупционных служб — на такой вывод намекает журналист сайта Oinet.kz Б. Ерназар. А его коллега из портала Serke.org Берик Мынжасар исследует подробности раскола в казахстанской оппозиции: почему аблязовцы обвиняют абиловцев в продажности?
«В Казахстане объединили две службы — агентства по делам государственной службы и по борьбе с коррупцией.
— На мой взгляд, агентство по делам государственной службы должно заниматься государственной службой. А борьбой с коррупцией должно заниматься отделение, подчиняющееся непосредственно президенту, — такое заявление сделал депутат Мажилиса Еркин Шпанов.
В Казахстане вновь будут структурные изменения? Получит ли вновь самостоятельность агентство по делам госслужбы? Насколько это логично?
Если помните, в прошлом году два агентства были объединены. И теперь, когда не прошло и года, придется вновь их делить… Председатель агентства Кайрат Кожамжаров только-только сформировал команду, наметил планы. Не рановато ли давать оценку деятельности наполовину административной, наполовину силовой структуре, которая только начала работать? Что задумали депутаты?
…Во многих странах Европы коррупция считается одним из самых распространенных преступлений. Однако там государство не создает специального органа для борьбы с ней.
Создание специальных органов присуще странам, где коррупция пустила глубокие корни
Например, в этом году в Украине создано антикоррупционное бюро. Руководить этим бюро президент Петр Порошенко назначил опытного итальянца, закаленного в борьбе с сицилийской мафией. Главная задача антикоррупционного бюро — разоблачение преступлений высокопоставленных чиновников. Бюро не входит в состав правоохранительных органов. Еще одна задача, возложенная на агентство — определение и расследование коррупции в правоохранительных органах».
Источник: Oinet.kz
«Сайт «Свободное Правительство Казахстана» обвиняет представителей радикальной оппозиции в том, что они пошли на сделку с властями, что они «агенты КНБ». Среди тех, на кого навесили такой ярлык — руководитель журнала «Адам» Гульжан Ергалиева, журналист Мирас Нурмуханбетов, главный редактор газеты «Жас алаш» Рысбек Сарсенбай. Как пишет сайт, они делают вид, что являются оппозицией, а в действительности уже давно служат власти. В доказательство своих слов сайт приводит следующий аргументы: «Адам» и «Жас алаш», постоянно критикующие власть, до настоящего времени издаются без какой-либо задержки; если бы они действительно были оппозиционными изданиями, то власть давно бы их прикрыла; Ергалиева, Аспандиярова и Сарсенбай в свое время под руководством Болата Абилова создали комиссию для расследования событий в Жанаозене, но работу так и не завершили; орган объединенной оппозиции — газету «Свобода слова» — Ергалиева продала власти.
Прежде чем оценивать эти аргументы, попробуем выяснить, кто возглавлял сайт «Свободное Правительство Казахстана» после смерти Рахата Алиева. Братья Шуховы, возглавлявшие его информационные ресурсы, отошли от дел. Затем Рахату Алиеву помогал журналист радио «Азаттық» Александр Народецкий. После смерти Рахата Алиева на сайте хозяйничала супруга генерала Альнура Мусаева. Однако, кажется, что статью против группы Болата Абилова написал не Александр Народецкий и не Мусаев, а сообщник Мухтара Аблязова Муратбек Кетебаев. Сделать такое предположение позволяет не только стиль статьи, но и сведения, полученные из надежных источников: в последнее время сайт «Свободное Правительство Казахстана» финансируют аблязовцы. Подписание статей, написанных против представителей оппозиции, псевдонимами свидетельствует о том, что
аблязовцы пока не решаются идти на открытую конфронтацию с бывшими абиловцами
Аблязовцы не заинтересованы в распространении негативной информации о Мухтаре Аблязове, ожидающем экстрадиции в Россию во французской тюрьме, журналом «Адам» и газетой «Жас алаш». Журналист «Адама» Мирас Нурмуханбетов, начиная с мая 2015 года, участвует в судебных процессах в Вене, освещает ход этого запутанного дела. Его статьи не вписываются в ту канву освещения судебного процесса, которую выбрала «Республика». В своих материалах из зала суда он пишет:
— Нетрудно прийти к заключению, что Альнур Мусаев и Вадим Кошляк активно содействовали Рахату Алиеву в убийстве двух банкиров «Нурбанка» с последующей попыткой сокрытия следов этого преступления. Все это отчетливо прослеживается в показаниях свидетелей, в доказательствах прокурора. А журналисты-аблязовцы скрывают все это и даже утверждают, что они не имеют никакого отношения к этому преступлению, пытаясь оправдать подсудимых по делу о «Нурбанке». Этому есть причина. Если Мусаев и Кошляк, виновные в убийстве двух банкиров, вдруг будут оправданы, то правительство Франции может отказаться экстрадировать Аблязова в Россию.
Поэтому они сегодня лезут из кожи вон, чтобы оправдать Мусаева и Кошляка, распространяя ложную информацию. Но участие в процессе журналиста Нурмуханбетова разрушает эти планы.
Ситуация с главным редактором газеты «Жас алаш» Рысбеком Сарсенбаем и вовсе примечательна. Придерживающийся радикальной позиции по отношению к Акорде, он с мая участвует в судебном процессе в Вене по факту убийства двух менеджеров «Нурбанка». 13 мая обвиняемый Альнур Мусаев заявил ходатайство. По его словам, он упоминается не только в связи с убийством двух менеджеров «Нурбанка», но и в связи с убийством оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева и двух его помощников. Чтобы доказать несостоятельность этих обвинений, он попросил судью Андреаса Бема дать возможность выступить Рысбеку Сарсенбаю, присутствующему в зале судебного заседания — мол, показания Рысбека Сарсенбая могут стать косвенным подтверждением тому, что Мусаев имеет лишь косвенное отношение к убийству банкиров «Нурбанка». Судья, удивленный подобным ходатайством, вопросительно посмотрел на адвокатов Мусаева. Они тоже подтвердили свою готовность услышать показания Рысбека Сарсенбая. Когда Рысбек Сарсенбай, получив разрешение судьи на выступление, стал излагать свое мнение, зал слушал его, затаив дыхание.
Изложив краткую информацию об Алтынбеке Сарсенбаеве, его деятельности, Рысбек Сарсенбай заявил, что его брата и топ-менеджеров «Нурбанка» убили Рахат Алиев и его сообщники. Судья попросил его уточнить, кого он имеет ввиду, когда говорит «сообщники Рахата Алиева». Рысбек Сарсенбай сказал, что таковыми являются Альнур Мусаев и Вадим Кошляк. Услышав это, судья набросился на Рысбека Сарсенбая с «обличением». По мнению судьи, власти Казахстана необоснованно обвиняют Рахата Алиева, Альнура Мусаева и Вадима Кошляка как в убийстве Алтынбека Сарсенбаева, так и в убийстве менеджеров «Нурбанка». Рысбек Сарсенбай сказал, что не согласен с таким мнением и заявил, что вина этих людей доказана в судах Казахстана. Однако судья возразил ему, заявив, что Рахат Алиев, Альнур Мусаев и Вадим Кошляк в Казахстане подвергались гонениям со стороны властей за свои политические взгляды, якобы они были в оппозиции… Поняв, что судья принял сторону обвиняемых, Рысбек Сарсенбай завершил свое выступление следующими словами:
— Разве можно называть волка ягненком? Называя Рахата Алиева оппозиционером, мы оскверняем память истинных оппозиционеров…
Но показания Рысбека Сарсенбая, выступавшего по ходатайству Мусаева, судья аннулировал, как «не имеющие отношения к рассматриваемому делу».
Об этой истории не написал ни портал «Республика», постоянно освещающий ход судебного процесса, ни главный редактор этого издания Ирина Петрушова, которая участвует во всех судебных заседаниях. Они постоянно обходят факты, подтверждающие преступления Рахата Алиева, Альнура Мусаева и Вадима Кошляка… Но теперь этот пробел восполнен, журнал «Адам» направил туда своего журналиста. Это положило конец монополии аблязовцев и абиловцев на освещение процесса. Раздосадованные таким поворотом событий, теперь аблязовцы обвиняют представителей абиловской оппозиции в сделке с властью».
Источник: Serke.org