Сразу же после того, как президент страны объявил о начале нового суперпроекта по созданию в столице финансового хаба Центральной Азии, случился конфуз общенационального уровня. Вместо горячей поддержки этого весьма перспективного для финансистов начинания руководитель одного из крупнейших банков страны – «Народного» – фактически начала фронду против него. Впрочем, обо всем по порядку.
Напомним, что указ главы государства от 19 мая текущего года за номером 24 предусматривает вполне конкретный перечень мероприятий по созданию международного финансового центра «Астана» (МФЦА, AIFC) и одновременной передислокации Нацбанка в столицу. Первым пунктом указа создается МФЦА на территории Астаны. Вторым же пунктом поручается Нацбанку до 1 июля внести на рассмотрение президента страны проект указа о создании специальной экономической зоны МФЦА. Правительство совместно с Нацбанком должно будет до 1 июня утвердить совместный план действий по созданию и развитию МФЦА на долгосрочную перспективу.
До 1 сентября необходимо внести на рассмотрение мажилиса проект закона об обеспечительных мерах для создания и функционирования центра. Основные положения этого закона, прописанные в указе, включают:
Функционировать МФЦА начнет с начала следующего года, тогда же начнется регистрация организаций в качестве его участников. А размещаться они будут на территории всемирной выставки «ЭКСПО – 2017» после ее завершения с 1 января 2018 года. Отдельные объекты выставки будут переданы МФЦА для обеспечения его функционирования, также правительству предстоит подготовить офисные помещения для размещения центра и его участников с освобождением от арендной платы на срок до двух лет. Управлять деятельностью МФЦА будет Совет при президенте страны.
Прописан в указе и безвизовый режим сроком до 30 дней для граждан стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Объединенных Арабских Эмиратов, Малайзии и Сингапура. А для сотрудников МФЦА, сотрудников его участников и членов их семей будет установлен специальный визовый режим сроком до 5 лет. Визы будут оформляться по принципу «одного окна» акционерным обществом, созданным для обеспечения деятельности МФЦА. Указом также поручается принять необходимые меры по обеспечению прямого воздушного сообщения между Астаной и ведущими международными финансовыми центрами путем поэтапной либерализации условий воздушных перевозок в столичный аэропорт для иностранных перевозчиков по принципу «открытого неба».
Участникам МФЦА для начала будут предложены акции пяти наиболее привлекательных в инвестиционном плане «голубых фишек» — компаний ФНБ «Самрук-Казына». Указан и масштаб проведения их IPO в размере не менее 25% к размещенным акциям. Приобрести эти бумаги сможет широкий круг инвесторов — отечественных и международных — на отечественном организованном рынке ценных бумаг. С этой целью в Астану переедет Казахстанская фондовая биржа (KASE), за что отвечает Нацбанк. Последнему также поручено образовать в своей структуре Комитет по регулированию деятельности участников МФЦА наряду с принятием мер по созданию акционерного общества для обеспечения деятельности МФЦА с представительствами за пределами Республики Казахстан и привлечением высококвалифицированных иностранных работников на руководящие должности (в сфере управления международными финансовыми центрами, проведения аудита и других сферах).
Кроме того, Нацбанк должен принять меры, направленные на вхождение МФЦА до 2020 года в число 10 лучших азиатских и 30 ведущих мировых финансовых центров по версии Global Financial Centres Index, заключить соглашения о стратегическом партнерстве с ведущими международными финансовыми центрами, локализовать управляющих деньгами Национального фонда РК на территории МФЦА и разработать комплекс специализированных образовательных программ для МФЦА совместно с автономной организацией образования «Назарбаев Университет».
Вполне естественно поэтому в указе поручается Нацбанку до 1 января 2017 года обеспечить поэтапную передислокацию из Алматы в Астану его центрального аппарата и организаций, способствующих осуществлению им возложенных на него функций и (или) являющихся частью инфраструктуры финансового рынка наряду с созданием резервного центра базы данных в южной столице. А до 1 января следующего года вместе с правительством Нацбанк еще должен внести предложения по возможности размещения в МФЦА наднационального органа по регулированию финансового рынка Евразийского экономического союза, который ранее предполагалось принять в Алматы.
Примечательно, что за два месяца до подписания этого указа на съезде партии «Нур Отан» глава государства предлагал предоставить специальный статус финансового центра и собственное законодательство Алматы по примеру Дубай и других стран. Поэтому спустя несколько дней — 22 мая — на Астанинском экономическом форуме президент расставил точки над «i», пояснив, что южная столица останется центром концентрации финансовых услуг и финансового посредничества внутри страны. А МФЦА выступит ядром финансовой инфраструктуры Казахстана и финансовым хабом для всего Центрально-Азиатского региона.
Спустя почти неделю после подписания указа прошла вполне рутинная пресс-конференция руководства «Народного банка Казахстана», посвященная результатам деятельности его финансовой группы «Halyk Group» за первый квартал текущего года. Там-то глава «Народного» Умут Шаяхметова, сославшись на заявление президента Казахстана о сохраняющейся роли Алматы в финансовой системе страны, довольно неожиданно развила его тезис, добавив от себя, что «Алматы сохраняется региональным финансовым центром с размещением всех банков и финансовых казахстанских институтов». На самом деле это не так уже и сегодня, поскольку в столице базируются не только штаб-квартиры ряда частных банков, но и государственные финансовые монстры — национальные управляющие холдинги «Байтерек» и «КазАгро». Увы, из своего неверного посыла г-жа Шаяхметова в итоге пришла к выводу, что планов по переезду ее банка в столицу «точно нет».
Остановись она на этом этапе рассуждений, ее риторика не выглядела бы явно оппозиционной плану Акорды. Но г-жа Шаяхметова пошла дальше, заметив неожиданно, что «если Алматы будет, как и прежде, являться деловым центром и весь бизнес будет находиться именно в южной столице, то решение перевозить Нацбанк выглядит не совсем логично»! Для пущей образности глава «Народного» даже съязвила в адрес Нацбанка: «Не место красит регулятора, а все-таки регулятор должен красить место. То есть для нас важно, чтобы регулятор был рядом с рынком – каждый раз выезжать на совещание в Астану очень сложно». Между тем известный экономист Олжас Худайбергенов, директор Центра макроэкономических исследований и экс-советник председателя Нацбанка, вполне определенно заявил, что идея переезда центрального аппарата финансового регулятора озвучивалось еще год-полтора назад, тогда же обговаривалась дата завершения этого процесса – 1 января 2017 года. Поэтому в президентском указе она просто технически утверждена. По мнению эксперта, «так как частный сектор об этом уже знал, думаю, он уже давно скорректировал планы и головные офисы будут переезжать в Астану — по крайней мере, финансовый сектор».
Но на переезде г-жа Шаяхметова не остановилась и перешла к критике собственно проекта МФЦА, заявив, что «мы пока еще не совсем понимаем, что такое международный финансовый центр»! Между тем, если предположить, что она внимательно ознакомилась с текстом упомянутого выше президентского указа и с видением главы государства на разделение ролей между МФЦА и Алматы, то такие сомнения выглядят довольно странно – ведь все изложено Акордой довольно ясно. Однако у банкирши сложилось впечатление, что МФЦА будет выстроен всего лишь «как дополнительный сегмент», причем с незавидным будущим, ибо схожий проект по созданию регионального финансового центра в Алматы был неуспешным. Трудно понять, с чего вдруг для нее в проекте МФЦА «основной вопрос это конечно чтобы не было арбитража между казахстанским законодательством и законодательством этого центра». Ведь как отмечалось выше, в указе вполне ясно сформулировано, что отечественное законодательство должно быть приведено в соответствие со стандартами ведущих мировых финансовых центров!
Совсем уж путано выглядят и ее рассуждения по поводу переезда в столицу биржи. На пресс-конференции она высказала пожелание, что «первым этапом нужно перевозить Казахстанскую фондовую биржу и других участников», причем «сначала нужно определить, а потом понимать куда и что перевозить». Но ведь в указе и так ясно поручено Нацбанку (кстати, ключевому акционеру биржи) перевести ее в Астану! А через несколько дней после пресс-конференции в интервью одному из СМИ г-жа Шаяхметова неожиданно заявила, что «на первоначальном этапе не нужно заниматься переносом KASE и других участников», так как «сначала в Астане нужно что-то построить»! Между тем на бирже идею переезда в столицу сразу же поддерживали, о чем и заявила СМИ заместитель председателя правления KASE Наталья Хорошевская. Скорее всего, в Астане будет дислоцироваться головной офис KASE, тогда как торговые подразделения биржи разместятся одновременно и в столице, и в Алматы, чтобы быть ближе к профессиональным участникам финансового рынка.
Но самое главное заключается в том, что г-жа Шаяхметова так и не объяснила, как она видит участие своего банка и «Halyk Group» в деятельности МФЦА. С одной стороны, она полагает, что создание МФЦА отразится на «Народном» позитивно с появлением зарубежных экспертов, специального суда и изменений в законодательстве, а также с развитием рынка ценных бумаг. С другой, ничего конкретного она не сказала, отметив лишь, что «каждый из участников банковского рынка будет принимать решение, основываясь на определенных критериях». Такая пассивная позиция может обернуться для «Народного» серьезными потерями в случае, если его конкуренты будут действовать на опережение с тем, чтобы максимально использовать выгоды, предоставляемые МФЦА.
В заключение добавим, что фронда топ-менеджмента «Народного» против создания международного финансового центра в нашей стране имеет давние традиции. Так, 10 лет тому назад в ноябре 2005 года тогдашний глава этого банка Григорий Марченко, выступая на V Конгрессе финансистов Казахстана, разнес в пух и прах концепцию регионального финансового центра города Алматы (РФЦА). По иронии судьбы спустя несколько лет после назначения председателем Нацбанка именно ему и пришлось тянуть лямку проекта РФЦА, постепенно сводя на нет изначальную амбициозную идею.