«Особые права казахскому этносу!» — с таким требованием к правительству выступил Казахский национальный совет, возглавляемый Мухтаром Шахановым. Портал Serke.org опубликовал критическую статью Берика Мыңжасара, в которой автор рассуждает: «А не напоминает ли это нацистскую Германию?»
«Казахский национальный совет, возглавляемый Мухтаром Шахановым, выставил правительству страны 23 требования, которые должны быть выполнены незамедлительно. Эти требования были сформулированы еще 23 ноября 2013 года на Курултае народных представителей, а контроль за их выполнением был возложен на Казахский национальный совет, избранный там же — на Курултае. Поначалу на выполнение этих требований правительству дали срок 3 месяца. Однако никто к ним не прислушался. Если считать с этого момента, прошло уже полтора года. И вот обновленный Казахский национальный совет вновь поставил эти требования перед правительством.
…Конечно, время от времени нацсовет выступал с заявлениями «еще раз напоминаем вам». А сами даже и не пытались реализовать эти 23 требования через общество. Вместо этого они делили должности в руководстве Национального совета. Так и пролетело полтора года…
Если сравнить нынешние требования Национального совета со старыми, то есть небольшие изменения. Когда документ составлялся в первый раз, Казахстан еще не вступил в Евразийский экономический союз, экологические проблемы космодрома «Байконур», арендуемого Россией, не были обострены, как сегодня. Сегодня требования были дополнены именно этими пунктами.
В новых требованиях есть нелогичные пункты, выполнение которых вызывают сомнения.
Обновленный состав руководства Казахского национального совета сегодня требует: «внести в Конституцию изменения, конкретизирующие конституционные права казахской нации» и «необходимо провести казахизацию СМИ, особенно телеканалов».
Конечно, можно внести изменения в Конституцию. Но как можно обособить «конституционные права казахов» от других наций и народностей? Допустим, слово «казах» в тексте Конституции мы использовали дважды – в названии государства (Республика Казахстан) и при определении статуса казахского языка (государственный язык — казахский язык). Это соответствует нормам закона. А что еще можно сделать кроме этого?! Или националисты хотят предоставить казахам льготы по налогообложению, преимущества при трудоустройстве на государственную службу, особый статус? Не нарушим ли мы тогда принципы справедливости, равноправия граждан? Когда ищешь ответы на эти вопросы,
словосочетание «необходимо конкретизировать конституционные права казахской нации» напоминает нацизм в Германии в начале прошлого века.
Не очень хорошо и предложение о «необходимости казахизации СМИ, особенно телеканалов». Это хорошо знают люди, пережившие период советского тоталитаризма. Ограничение свободы слова, сосредоточение всей идеологии в руках государства никогда не доводило до хорошего. К тому же Казахстан — страна, которая строит либеральную экономику, согласно законам рынка, демократическое, гражданское, открытое общество. Этот курс четко прописан в нашей Конституции. Поэтому стоит ли делать шаг в сторону коммунистической тоталитарной системы, которая через «национализацию» не смогла доказать свою жизнеспособность? Понимают ли это казахские националисты?!».
Источник: Serke.org