Этот человек, если не начинал, то продолжал и становился на ноги как театральный актер и актер кино именно в Казахстане. Интервью с российским актером театра и кино, режиссером Алексеем Шемесом.
— Все в Казахстане помнят вас как Глеба Платонова из сериала «Перекресток». Мне кажется, вряд ли в Казахстане появилась бы роль, которая перекрыла бы роль Глеба. А с каким персонажем вы ассоциируетесь сегодня в России?
— Я не хотел бы, чтобы меня ассоциировали с какой-то ролью.
— Есть же визитная карточка.
— Нет. Я поначалу шарахался от долгоиграющих сериалов. Отказывался – и меня не понимали. Если бы они знали мое прошлое с «вечным» Глебом, то, наверное, поняли бы. И поэтому благополучно избежал такого мощного, ударяющего персонажа.
— Но был «Огонь любви».
— Там я был не сначала. Меня пригласили позже. Это был благополучный проект. Я тоже от него отказывался, но продюсеры настояли. Поэтому у меня там были преференции – то, что другим не позволяли.
— Актерский дубль?
— Нет. Было много сценаристов. Я просто переписывал сценарий. Говорил, что это играть не буду. Мне говорили: «Сейчас будем разбираться. Выгоним тебя отсюда». Поэтому роль получилась нормальной. Не было дурацких фраз, за которые было бы стыдно.
— Часто удается выбивать такие преференции?
— Только один раз. А так — это работа с режиссером: либо он тупо придерживается сценария, либо готов шире смотреть на вещи. Ты ему предлагаешь — и он идет навстречу. А если режиссер неподвижен, то и актер неподвижен.
— Почему вы считаете, что 80% российского телевизионного кинематографа сегодня – уровнем ниже плинтуса? Смотрибельны только единицы.
— Существует какая-то порочная система. Я не буду говорить за политику. Видимо, продюсеры телеканалов, заказывающие сериалы, преследуют свои цели. Но и зрители же смотрят. Люди же тоже привыкают. Сегодня покажу плохой сериал — люди поплюются. А завтра покажу еще хуже — и первый сериал покажется более-менее. Еще лет 10 назад снимали хорошие сериалы. Они были лучше.
— 10 лет назад показывали много зарубежных сериалов. Не в ночное время, а в прайм-тайм. Те же бразильские сериалы, которые сегодня будут ругать. Но они хорошие по качеству.
— Это точно. Там хорошие технологии, выстроенные сценарии. Ничем не хуже наших сериалов. Мы тоже можем снимать такие. Только нужно меньше думать о деньгах, больше – о качестве.
— Как бы вы оценили «Перекресток» по сегодняшним меркам?
— Думаю, если его сейчас включат, мы будем хохотать. Мы уже забыли жизненные ситуации того времени. Тогда они казались нормальными, сейчас – наивными.
— Я бы так не сказал. Может, мы будем хохотать, потому что продвинулись в технологиях.
— Нет. Одежда, в которой ходили. Тогда казались крутые и красивые, а сейчас думаешь… Это такое ретро, которое сейчас кажется смешным. Еще лет через 10-15 это ретро будет вызывать ностальгию.
— В прошлом году наша беседа случайно вышла на проблему блата в современном российском кино. У вас уже большая фильмография. Из последнего хочется отметить «Станицу». Ощущение, что вы уже попали в мафию, в обойму. Скажите, как попасть в обойму начинающим актерам?
— Легко. Как и везде — оказаться в нужное время в нужном месте. Старикам – бесполезно.
— Вы вошли в эту мафию в солидном возрасте.
— Мне повезло. Просто случайные знакомства. Там свои звезды. И руководство телеканалов считает, что, если этих звезд там не будет, сериалы смотреть никто не будет. Хотя это не 100%. Есть звезды, которых видишь и просто переключаешь канал.
— Примелькались.
— Хочется свежих лиц, но у нас с этим жестко. Главные роли назначает телеканал. Иногда режиссер может что-то сделать. Вытащить из пяти героев два. Но это максимум.
— А как актер становится человеком, которого канал назначает на главную роль? Тусовки, знакомства?
— Первая категория – действительно хорошие актеры. Они заслуженно играют в театрах первые роли. А вторая – тусовки, знакомства.
— Сегодня появились два телеканала, которые КВН превратили в альтернативу театральным вузам. Оттуда тянут.
— Один мой знакомый сказал: «Я бы сжигал КВН-щиков на костре».
— Я с ним соглашусь в какой-то мере.
— Они хороши. Но это же другой жанр – короткие репризы. Использовать их как скетч-шоу – очень хорошо. Но делать из них главных героев в кино… не тянут ребята. Ну не тянут!
— События последнего года ярко продемонстрировали разрыв культурных кинематографических связей между Россией и Украиной. Может ли Казахстан — в хорошем смысле слова – воспользоваться этой ситуацией и наладить отношения с российскими кинематографистами, с украинскими кинематографистами?
— С российскими — вряд ли. Казахстан далеко, дорогой перелет. Что-то пытались снимать здесь, но пожалели. Долго, далеко и дорого. Также их не интересуют азиатские актеры, только европейские. А таких здесь – раз, два и обчелся. Это театр имени Лермонтова, остатки ТЮЗа… Очень мало. На Украине снимался весь российский контент. Это на порядок больше. 40 млн человек – и все европейцы.
— Я знаю, что Казахстан для украинских режиссеров стал Меккой, клондайком. Снимать рекламу, ставить новогодние шоу. Алан Бадоев к нам приезжает с «огоньками».
— В Украине вообще очень хорошо с креативом. Там очень талантливые ребята. И Казахстану есть чему у них поучиться. Нужно приглашать специалистов и работать. Тем более что
у Казахстана есть деньги. У Украины их поменьше. Но больше талантливых ребят.
Нужно пробовать совместные проекты. И у них нет предубеждений, что азиатов должно быть меньше, а европейцев больше.
— Нет квотирования. Вообще вы как оцениваете перспективы кинематографа СНГ на примере трех стран?
— Думаю, что экономическая ситуация на Украине улучшится. Экономика поднимется и кино — тоже. А они умеют делать кино. Они и сейчас снимают проекты. Просто они будут не такие дорогие, как были до событий. В Казахстане, если люди будут учиться, тоже все будет хорошо.
— У нас сейчас определенной высоты достигли и остановились. Любуются собой. Какое хорошее кино мы снимаем! А люди просто из любопытства пошли на наши фильмы.
— Правильно. Кино – это не набор картинок. Это когда две картинки соединяют — и возникает что-то третье. А когда ты собрал картинки, рассказал историю и уже хочешь почивать на лаврах… Маловато. Давай еще. Зарекомендуй себя настоящим режиссером. Я сделал одну историю – хочу, чтобы меня принимали как крутого режиссера. Но я понимаю, что одного фильма мало, чтобы быть режиссером. А, сняв одну историю, ходить, чувствуя себя гением – глупо.
— Что нам ждать от фильма Алексея Шемеса?
— Ждать странную историю, в которой неожиданный Владимир Алексеевич Толоконников, какого мы еще не видели. Трагическая история с юморком. С черным юморком. Местами страшная, местами мистическая история. Кому-то она не понравится. Но надеюсь, что большинство примет ее хорошо. Потому что в ней есть какие-то человеческие вещи. Она в корне отличается от современных стрелялок.
— Надеюсь, что мы дождемся этот фильм и будем ему рады. Хотя бы дождемся. У нас это тоже большая проблема. Мы по-прежнему считаем вас нашим актером. И надеемся, что вы когда-нибудь это еще раз подтвердите. Очень прошу об этом наших режиссеров.
Видеоверсию смотрите здесь.