Визит госсекретаря США Джона Керри в Сочи и поездка его помощницы Виктории Нуланд в Москву стали самой обсуждаемой темой мировых СМИ за последнюю неделю. Политологи из разных уголков планеты, внимательно следившие за событиями, старались не упускать из виду ни одного жеста, улавливая в каждом из них «сигналы» и «знаки», на основе которых выстраивали собственные версии причин и результатов состоявшихся встреч.
То, что именно американцы приехали в Россию, а не наоборот, ясно говорит о том, что встречи больше нужны были им, а не россиянам. И это, на наш взгляд, выглядит несколько странным.
Прежде всего, по той причине, что все последнее время раскручивавшие тему изоляции России США сами направили в Сочи и Москву своих официальных представителей. И это практически сразу после Парада Победы на Красной площади, на который американский президент, а вместе с ним и руководители нескольких европейских государств категорически отказались приехать.
И тут следует вспомнить, что уже 10 мая в Москву прилетела канцлер Германии Ангела Меркель и возложила венок на могилу неизвестного солдата. Отдал свои почести героям Великой Отечественной войны и Джон Керри, возложив цветы к мемориалу в Сочи и приняв в качестве подарка футболку с символикой Победы.
Оставив прерогативу выстраивания версий и прогнозирования дальнейших мировых событий экспертному сообществу, мы предлагаем к рассмотрению лишь факты.
Факт первый – это то, что во время состоявшегося визита официальный представитель США впервые за весь период украинских событий позволил себе критику, хоть и весьма относительную, в адрес Украины.
— Если, действительно, президент Порошенко выступает за то, чтобы начать сейчас какие-то силовые операции, то мы бы предложили ему подумать, прежде чем предпринимать такие действия, потому что минские соглашения тогда окажутся под серьезной угрозой, — сказал Джон Керри, отвечая на вопрос журналиста относительно заявления Порошенко о намерении вернуть силой донецкий аэропорт.
Более того, американский госсекретарь признал, что поставки российских противоракетных комплексов С-300 Ирану не нарушают международное право и рассыпался в благодарностях российскому президенту, буквально сказав следующее:
— Я благодарен президенту Путину за то, что он посвятил этим дискуссиям большое количество времени. И я благодарен ему за его прямоту, за его очень детальное разъяснение относительно российской позиции, касающейся этих проблем. Я благодарен за то, что он считает, что мы можем вместе действовать конструктивно для решения этих проблем.
Речь Керри ожидаемо вызвала шквал негативных высказываний и даже оскорблений в его адрес со стороны украинских пользователей социальных сетей. Обиженные украинцы назвали его «кремлевской крысой», «рабом Путина» и многими другими нелицеприятными прозвищами.
Не остались в долгу и официальные лица Украины. Так премьер-министр страны Арсений Яценюк в интервью французскому каналу France 24 выразил свое недовольство состоявшимся визитом.
— Мы понимаем, что в глобальной политике есть множество проблем, в том числе ИГИЛ, Йемен и все остальное. Но мой посыл заключается в следующем: послушайте, Сочи — очевидно, не лучший курорт и не лучшее место для беседы с российским президентом и российским министром иностранных дел, — сказал он.
Свои пять копеек вставил и советник министра информационной политики Украины Александр Бригинец, высказав обиду в интервью информационному агентству REGNUM.
— Если кто-то чувствует усталость, он идет или в монастырь, или вешается. Если Европа и США устали от Украины, у них есть разные варианты, как закончить свою жизнь, — заявил Бригинец, комментируя совет Керри президенту Порошенко подумать, прежде чем пытаться возвратить донецкий аэропорт силой.
Но вот официальная риторика Запада в отношении украинского кризиса и самой Украины, как и в отношении России после визита американского госсекретаря кардинально поменялась. ОБСЕ обнаружила исчезновение украинских тяжелых вооружений с площадок хранения, а бывший секретарь государственного казначейства США Ларри Саммерс написал статью в The Financial Times, в которой посоветовал Незалежной готовиться к дефолту.
«Украина должна быть готова объявить дефолт и не выполнять свои обязательства, а международное сообщество должно четко заявить, что оно будет продолжать помогать Киеву. В таком контексте у кредиторов не будет иного выбора, кроме как принять экономическую реальность ситуации», — написал он, подчеркнув, что «для налогоплательщиков по всему миру должно быть неприемлемо, чтобы их деньгами рисковали, предоставляя займы Украине».
The Wall Street Journal известил мир о том, что между Киевом и кредиторами сохраняются глубокие разногласия. А глава Министерства финансов Украины гражданка США Наталья Яресько в интервью швейцарской газете Neue Zuercher Zeitung и вовсе заявила, что «говорить о будущем (Украины) без России в роли важного экономического партнера не приходится».
МВФ выпустил пресс-релиз, в котором указал, что Банк России успешно справился с финансовой бурей, а БРИКС назвал двигателем мирового экономического роста. Евразийский Банк Реконструкции и Развития вкупе сразу с несколькими наиболее крупными банкирами также принялся хвалить банки РФ и улучшать прогнозы по российской экономике. А генеральный секретарь НАТО Йен Столленберг, воспользовавшись нахождением Сергея Лаврова в Брюсселе, сам попросил его о встрече.
Но дальше всех пошел заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу, предложивший наиболее оригинальный выход из сложившейся ситуации. Как сообщается,
он практически открытым текстом предложил Донбассу «увеличить свою территорию, чтобы в Киеве начали прислушиваться к ополченцам».
Правда тот же Вершбоу позже сказал и о том, что российскому руководству не стоит особо обольщаться по поводу возможного отказа Вашингтона от жесткого антироссийского курса, отметив, что дальнейшая изоляция России будет зависеть от выполнения минских договоренностей, не исключив при этом введения дополнительных санкций против России.
Таким образом экспертное сообщество задумалось над тем, чем же все-таки является произошедшее — шагом со стороны США к налаживанию отношений с Россией или отвлекающим маневром, маскирующим подготовку к следующему ходу?
Если учесть, что сегодня статус главного мирового ньюсмейкера постепенно переходит от Украины к Ближнему Востоку, то наиболее верную оценку состоявшемуся диалогу, на наш взгляд, дал ирландский журналист Брайан Макдональд:
— Встречи Джона Керри с Владимиром Путиным и Сергеем Лавровым в Сочи вряд ли положили конец многолетнему недоверию между Вашингтоном и Кремлем. Однако они, вполне вероятно, ознаменовали окончание «украинского периода» на международной арене.