Накануне празднования 9 мая посол Соединенных Штатов в РФ Джон Теффт объявил о том, что президент Обама надеется на улучшение отношений с Россией, но «после устранения причины внешней напряженности», то есть затяжного конфликта на Украине. Это недвусмысленное замечание уже вызвало волну комментариев по обе стороны Атлантики. Так, профессор политологии Калифорнийского университета (Беркли) Эдвард Уокер на днях выступил с декларацией «Забыть о Крыме, отдать Донбасс».
Как полагает американский профессор, Вашингтон и Москва должны, оставив в покое мятежные украинские территории, прийти к компромиссу и просто… создать новую систему международной безопасности. Для этого придется пройти четыре простых, но мучительных шага.
Во-первых, «медленно и осторожно выстроить» восточную линию обороны НАТО. Причем, сделать это так, чтобы расширение НАТО не воспринималось Россией как угроза ее безопасности. То есть развернуть в странах Балтии сдерживающие мощности, работающие по принципу пассивного спускового механизма: в регионе постоянно дислоцируются американские и европейские ротируемые силы, которые, однако, не будут представлять собой объективной военной угрозы для России.
Во-вторых, нужно «достичь стабильного замороженного конфликта на востоке Украины». В идеале автор видит такую «заморозку» в создании буферной зоны, патрулируемой военными миротворцами. Кроме этого ученый из Беркли призывает послать Киеву четкий сигнал, что все его попытки возобновить наступление, чтобы вернуть свои территории, будут очень неразумными и повлекут за собой сокращение западной военной и экономической поддержки.
Одновременно нужно послать и еще один сигнал, но уже Москве: мы-де готовы рассмотреть предложения по направлению совместных миротворческих сил в Донбасс, комплектуя их по принципу НАТО-ОДКБ, либо даже по принципу участия украинских, сепаратистских и российских сил, как это было сделано в Приднестровье.
В-третьих, Запад должен «эффективно и невызывающе» помочь Украине в создании своих оборонительных мощностей, уведомив, однако Кремль, что будет препятствовать каким-либо попыткам Киева в будущем вернуть Донбасс силой, и что «стабильный замороженный конфликт» является наиболее приемлемым вариантом для всех сторон.
И, наконец, в-четвертых, Вашингтон обязан договориться по новой системе безопасности для соседних с Россией стран, отказываясь от дальнейшего расширения НАТО.
Известный казахстанский политолог Марат Шибутов в целом солидарен с позицией заокеанского коллеги.
— ДНР и ЛНР повторят судьбу Приднестровья, считает он. Сегодня, фактически, этот регион не нужен никому:
украинский истеблишмент приходит в ужас, когда экономисты начинают считать, сколько миллиардов гривен потребует восстановление разрушенной области.
Да и вряд ли жители Донбасса или Луганска согласятся вновь жить по правилам Киева. России этот край тоже даром не сдался, хотя «псевдосуверинитет» непризнанных республик будет иметь очень важное для нее значение – он явится своеобразной гарантией, что в обмен на восточное затишье Украина откажется от притязаний на Крым. Разумеется, Донбасс будет (как и Приднестровье) жить за счет России, но постепенно восстановит и связи с Украиной. Скорее всего, там будут в ходу двойные паспорта – местные и украинские.
Размышления профессора из США Эдварда Уокера согласился прокомментировать и аналитик из Германии Герхард Хильц. В телефонном разговоре с корреспондентом 365info.kz он сказал:
— Как ни странно, но весь конфликт на Востоке Украины может стать отправной точкой новой волны разоружения и разрядки. Возможен даже возврат к началу 70-х годов прошлого столетия, когда был подписан Договор ОСВ-1.
Это означает подписание документов о размещении обычных вооруженных сил, ядерных сил и ПРО. По мнению эксперта, стороны согласятся (или сделают вид, что согласятся) на присутствие российских войск в Абхазии, Южной Осетии, Крыму. Это не будет означать признания этих стран, так же, как в 70-е годы переговоры с СССР не означали признания его превосходства в странах Восточной Европы.
Как сообщает The Wall Street Journal,
инвесторы «вычеркнули Россию из черного списка». Приток средств в российские ценные бумаги практически перекрыл прошлогодний отток.
Российский обозреватель Леонид Бершидский недавно опубликовал интересные выкладки о том, что европейские инвесторы незаметно, обходя всевозможные санкции, возвращаются в Россию.
«В этом году рубль стал более прочной валютой, — рассуждает аналитик. – Он вырос на 14% по отношению к доллару. В основном за счет того, что цена на нефть – ключевой фактор фискального здоровья РФ – стабилизировалась на отметке куда выше той, которую предсказывали аналитики, больше $60 за баррель сырой нефти марки Brent. И показатели российской экономики, пусть их сложно назвать воодушевляющими, скорого коллапса ей не предрекают. Так почему бы не дать РФ шанс, тем более доходы здесь ожидаются выше, чем на других крупных рынках?».
В качестве примера приводятся данные по крупной финансовой сделке: международные кредиторы, возглавляемые Societe Generale, ING и Natixis недавно предоставили $530 млн российской компании «Уралкалий», крупнейшему в мире производителю карбоната калия, по ставке на 3,3 процентных пункта выше Лондонской межбанковской ставки предложения. Европейские компании с аналогичными кредитными рейтингами платят почти вполовину меньше.
Бершидский признает: западные санкции против России не нанесли ей значительного ущерба, поскольку когда государственные компании лишились возможности получать кредиты за границей, правительство пришло им на помощь. Санкции, хотя и отпугнули инвесторов, но их эффект был скорее психологическим и теперь, благодаря перемирию, он слабеет с каждым днем.
Словом, «заморозка конфликта» выгодна многим сторонам. А вот нужна ли она Украине? Скорее всего, киевское правительство находится сегодня в самой сложной ситуации за все время. Многие наблюдатели полагают, что и Порошенко будет вынужден согласиться на пусть шаткий и унизительный, но мир. Ведь
денежные вливания, как это ни цинично звучит, сегодня Киеву куда дороже, чем беспокойные Донбасс с Луганском.