Новый закон, регулирующий деятельность естественных монополий, планирует разработать комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции министерства национальной экономики Казахстана, сообщил в пятницу заместитель председателя этой структуры Рустам Ахметов, сообщает ИА Новости-Казахстан.
Выступая на форуме «Актуальные вопросы регулирования деятельности субъектов естественных монополий и регулируемых рынков», Ахметов напомнил, что закон «О естественных монополиях» был принят в 1998 году в условиях экономического и финансового кризиса, когда «уровень инфляции достигал 117%».
«Естественно, основной целью закона тогда было сдерживание тарифов. В связи с этим закон предусматривал ряд сложных бюрократических процедур, которые косвенно и прямо позволяли контролировать тарифообразование. В то же время, закон, несмотря на то, что он большой по объему, является рамочным, основная нормативная часть содержалась в подзаконных актах, более 79 таких актов действует на сегодня. И поскольку в течение всего времени действия этого закона в него было внесено более 200 поправок 15 законами, он на сегодня потерял свою системность, имеются глубокие противоречия между его нормами, потерял актуальность некоторый понятийный аппарат этого закона», — отметил зампред комитета.
«В связи с этим мы приняли решение инициировать изменения этого закона, а, поскольку они превышают 50% содержания, мы планируем принять новый закон», — продолжил Ахметов.
По его словам, при работе над этим документом, комитет ставит задачу по систематизации действующего законодательства и по созданию закона прямого действия. «Всю подзаконную нормативную базу мы будем выводить на уровень закона, оставим только лишь определения по отчетности и документам», — уточнил Ахметов.
«Во-вторых, поскольку действующий закон закрепляет затраты по тарифообразованию, мы планируем с учетом действующей практики и предложениями субъектов естественных монополий, совершенствовать действующий механизм тарифообразования, с другой стороны — заложить основы, возможности для введения новых стимулирующих видов регулирования», — добавил он.
«Поскольку стимулирующие виды регулирования имеют несколько методологий, используемых за рубежом, и сейчас готовых рецептов нет, мы планируем сделать отсылочные нормы на возможность поэтапного внедрения в отдельных отраслях естественных монополий этих методов. Но основная суть — отказ от привязки к индивидуальным затратам каждого субъекта и в целом механизм расчета тарифов будет системным», — подчеркнул зампред комитета.
«Мы надеемся, что внедрение новых стимулирующих видов регулирования позволит снизить и коррупционные возможности, упростит процесс регулирования, поскольку с сегодняшними затратами это достаточно трудоемкий процесс, и создаст экономические стимулы для снижения затрат монополистов», — добавил он. По его словам, недавно была создана рабочая группа по данному законопроекту, в которую вошли порядка 50 представителей субъектов естественных монополий.
«Идет широкое обсуждение, мы планируем в рамках этой работы обсудить ряд текущих проблемных вопросов. Предложения монополистов — продолжить в дальнейшем дерегулировать сферу естественных монополий, сократить сроки утверждения тарифов, перечень документов — также мы планируем это сделать, и сократить объем, периодичность предоставления субъектами финансовой и иной отчетности», — отметил Ахметов.
«Мы детализируем процедуру ценообразования на регулируемых рынках, на сегодня эти правила достаточно размыты, возможно, мы примем отдельную процедуру для конкретных отдельных регулируемых рынков. Будем рассматривать вопрос о введении возможности возмещения возвратных средств для субъектов регулируемых рынков в связи с неисполнением проектных цен, в связи с неисполнением инвестобязательств. То есть мы понимаем, что некоторые элементы за сферой естественных монополий мы будем распространять на сферу регулируемых рынков, но с постепенным сокращением данных рынков. И мы планируем уже со следующего года предоставить интерактивную возможность подачи заявок в электронном формате», — перечислил зампред комитета особенности будущего законопроекта.
По его словам, на данный момент «практически подготовлена» концепция данного законопроекта, сам законопроект предполагается разработать до конца текущего года и в следующем году внести этот документ в правительство, а затем — в парламент.