На покупку автомобилей освоено 20 миллионов из 15-ти миллиардов тенге, выделяемых государством. Это данные на 8 мая. Между тем, количество желающих получить льготный кредит просто огромное, такого ажиотажа не ожидали ни продавцы, ни производители, сообщает телеканал «Хабар».
Новенький автомобиль из салона – несбывшаяся мечта Айбека Тулепбергенова. Он так долго следил за новостями, узнавал условия акции, но когда пришел оформить льготный кредит, оказалось, не успел. Лимит банк исчерпал всего за 2 дня.
Айбек Тулепбергенов, житель г. Астаны:
— Такое ощущение, что организаторы и банковские люди сами распределили между собой и до простых людей эти автомобили так и не дошли. Потому что, как я знаю, сколько родственников, сколько друзей есть, многие хотели приобрести под 4%, но никто не приобрел.
А вот Нариману Сайдыгали повезло. Свой кроссовер он заберет на днях. Признается — почти дежурил у автосалона, банк заявку подтвердил за две недели. 750 тысяч первоначального взноса будущий автовладелец уже заплатил.
Нариман Сайдыгали, житель г. Астаны:
— Машина стоит 4 млн. 360 тысяч. Ежемесячный платеж составляет 73 тысячи. Очень удобно, в первую очередь для населения.
Тем, кто еще мечтает о собственной машине, в банке операторы обещают: железных коней хватит на всех. Из 6-ти заявки все еще принимают 4 фининститута, а значит, есть альтернатива. Да и сама программа долгосрочная — 20 лет. Средства от погашения кредитов будут направляться на выдачу новых. На сегодня «Банком развития» согласовано 1 317 заявок почти на 4 миллиарда тенге.
Молдир Сауытбекова, директор департамента структурного финансирования АО «Банк развития Казахстана»:
— 4 банка продолжают принимать заявки – это «Народный банк», «АТФ банк», «Банк ЦентрКредит» и «Форте банк». «Сбербанк» и «Евразийский банк» приостановили принимать заявки в связи с тем, что количество желающих получить кредит в этом банке превысили лимиты, выделенные на эти банки. Эти банки возобновят прием заявок, предположительно после июня, июля.
Но главная цель программы — не раздавать автомобили, а поддержать отечественный автопром. Эксперт Сункар Журтбай уверен, этот шаг Правительства необходим, проблема в том, что шагают уж слишком медленно.
Из Нацфонда через «Банк развития» выделили 15 миллиардов тенге. В среднем казахстанцы готовы покупать авто за 2,5 миллиона тенге. За 15 миллиардов можно купить около 6 тысяч таких машин по льготному кредитованию. Делим на 14 областей и 2 крупных города страны. Получается 375 автомобилей на один город или областной центр. Все они распределяются шестью банками. То есть на каждый банк по 62 автомобиля.
Сункар Журтбай, главный редактор газеты:
— Банки выдают под 7,5%. Из них 4% будут возвращаться государству. С 15 млрд. в год вернется 600 миллионов тенге в казну. На 600 миллионов мы можем купить 240 автомобилей в год на всю республику. Разделим их на 16 регионов, получится на один регион 15 автомобилей. Это опять же очень мало. В том, что спрос превышает предложение, солидарны и продавцы автосалонов. Говорят — это еще, судя по всему, не предел.
Александр Цой, начальник отдела продаж компании «Аллюр Авто Астана»:
— После запуска льготного кредитования в нашем автоцентре сильно вырос спрос на автомобили казахстанского производства. Большинство заявок уже одобрено, мы уже готовы к передаче первым покупателям автомобили казахстанского производства.
Планируется, что первая волна позволит выкупить 6,5 тысяч автомобилей, а это четверть всего казахстанского объема производства. По прогнозам «Банка развития», в среднем в месяц кредиты будут погашаться на сумму порядка 250 миллионов тенге.