Российские структуры, включая Федеральное космическое агентство (Роскосмос), не несут материальной ответственности в связи с неудачей, которой завершился в субботу запуск ракеты-носителя «Протон». Об этом агентству ТАСС сообщил источник в международной страховой отрасли, знакомый с деталями условий страхования старта носителя «Протон» и мексиканского спутника связи, который ракета должна была вывести на орбиту, передает КазТАГ.
В соответствии с полученной информацией, достоверность которой была подтверждена, страхование спутника осуществила компания Marsh, также известная как Marsh and McLennan. Это — крупная международная страховая структура, основанная в США, базирующаяся в Нью-Йорке и имеющая представительство, в том числе, в Москве. К услугам Marsh обратилось министерство связи и транспорта Мексики, которое по существу являлось владельцем спутника.
По свидетельству источника, мексиканский аппарат связи MexSat-1, который предстояло вывести в космос «Протону», «был застрахован на 100% на международном рынке страхования спутников». «Не могу назвать точную цифру», но спутник был застрахован на сумму «где-то в районе $400 млн, и он был полностью застрахован», заявил эксперт.
«Стоимость спутника складывается из его цены плюс цены услуг запуска. Цена запуска была застрахована на период полета ракеты-носителя. Существующая в /страховой/ индустрии практика такова, что все операторы спутников страхуют цену пусковых услуг плюс цену спутника на время запуска и еще 12 месяцев. Это означает фазу полета плюс 12 месяцев /страхового/ покрытия спутника после его отделения от носителя», — рассказал собеседник.
Как он подчеркнул, поскольку MexSat-1 был потерян еще при попытке его вывода на орбиту, это означает, что спутник «на 100% будет полностью покрыт», то есть оплачен страховщиками, включая стоимость пусковых услуг.
Организатором пуска была компания International Launch Services (ILS), мажоритарная доля в которой принадлежит российскому государственному космическому научно-производственному центру (ГКНПЦ) имени М.В.Хруничева. В ней, в свою очередь, ТАСС также подтвердили, что «запуск был коммерчески застрахован». Комментируя вопросы страхования данного запуска, в ILS указали, что в случаях ЧП, подобных нынешнему, «Роскосмос никогда не преследуется».
Как объявил ранее Роскосмос, авария ракеты «Протон» произошла на 497-й секунде полета, когда «была зафиксирована нештатная работа двигателей третьей ступени носителя». Авария произошла на высоте 161 км.
«Третья ступень, разгонный блок и космический аппарат практически полностью сгорели в атмосфере. На данный момент факта падения несгоревших элементов не зафиксировано», — информировал Роскосмос. По его информации, спутник и его запуск были застрахованы заказчиком, а ответственность перед третьими лицами — российской стороной.
«Межведомственная аварийная комиссия рассмотрит причины нештатной ситуации и примет соответствующие решения», — добавили в Роскосмосе.