Неожиданный подарок ко Дню Победы преподнесло правительство инвалидам производства, так называемым регрессникам. 9 мая вступили в силу изменения в Трудовой и Гражданский кодексы. Их суть сводится к тому, что инвалиды производства отныне будут получать регрессные выплаты от работодателя только до наступления пенсионного возраста. Выходит, пришла пенсия – остался без средств к существованию?
Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и исламского финансирования» особо не афишировался. Его обсуждение не было бурным и громким. Только постфактум пресс-служба Акорды выдавала маленькими порциями информацию о новшествах, которые принесут эти поправки. В частности, в конце апреля было распространено сообщение о том, что согласно этим изменениям увеличится размер гарантированного возмещения депозитов в тенге. То есть при банкротстве банка второго уровня вкладчики могут быть уверенными, что 10 миллионов тенге им вернет Казахстанский фонд гарантирования вкладов. Новость, разумеется, приняли на «ура!».
Между тем в тени остались другие поправки, утвержденные этим законом. О них ни сном, ни духом не ведали те, кого они в первую очередь касаются – работники опасных и тяжелых производств. Это карагандинские шахтеры, темиртауские металлурги, западно-казахстанские нефтяники. Речь идет о видоизменении пункта 1 статьи 944 Гражданского кодекса, которым законодательно закрепляется обязанность работодателя выплачивать сотруднику, получившему травму на производстве, возмещение вреда, связанного со снижением трудоспособности. Теперь он звучит так: «Возмещение вреда в части утраченного заработка потерпевшим при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей осуществляется на срок установления степени утраты трудоспособности, но не более достижения им пенсионного возраста, установленного законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении». То есть, так называемые регрессные выплаты (по иску регресса от сотрудника) работодатель, по чьей вине травмировался человек, будет платить ровно до выхода на пенсию.
— Человек остается с подорванным здоровьем и минимальной пенсией! Что это? Это натуральный геноцид! – считает супруга регрессника Татьяна Грачева. – Для Караганды это очень больной вопрос. У нас по последним данным около трех тысяч регрессников только среди шахтеров.
Непонятно, о чем думали законодатели, принимая эти поправки. Полагаться на накопительные пенсионные сбережения инвалидов производства — просто кощунство. Ведь человек может получить травму на производстве и в 22 года. Что он за это время накопит себе на пенсию? Сейчас практически все регрессники получают минимальную пенсию, потому что на момент выхода на заслуженный отдых в связи с утратой трудоспособности вынуждены переводиться на низкооплачиваемую работу. А для расчета размера пенсии берутся последние три года трудового стажа с минимальным заработком. Кстати, такой же сценарий ожидает и сотрудников правоохранительных органов, которые могут потерять или подорвать здоровье на работе. Поэтому, не преувеличивая, можно сказать, что эти поправки приведут к обнищанию населения. Ведь «завтра» на пенсию выйдет целая армия регрессников, вынужденных жить на гроши.
Карагадинские шахтеры недоумевают, как дискриминационные поправки могли пройти в парламенте «без шума и пыли»? Почему за права производственников не заступились депутаты от Карагандинской области?
— Позорище! Депутаты, по сути дела, предали своих избирателей, — уверен общественный деятель Дмитрий Бойко.
К слову, ранее в Гражданском кодексе была статья, согласно которой регрессные выплаты выплачивались до 70 лет. Как будто инвалиды дольше не живут… Карагандинским старикам, которым за 70, потребовалось 8 лет на то, чтобы изменить эту антиконституционную норму. Они устраивали стихийные митинги, ездили на своих костылях в Астану, писали бесконечные письма депутатам. И всего, за что боролись столько лет, лишились в один миг.
— При разработке этих поправок был исключен пункт, которого так долго добивались наши регрессники. Я не знаю, чье это упущение – либо нашего руководства, либо намеренно не пригласили, — строит догадки председатель «Профсоюзного Центра Карагандинской области» Любовь Куанышбекова. — И они побоялись до 9 мая озвучивать это, потому что они знали, что Караганда поднимется.
По неофициальным данным, одна из крупнейших компаний Карагандинской области уже издала приказ о приостановлении выплат возмещения ущерба пенсионерам.