27 мая в эксклюзивном интервью медиа-порталу 365 info депутат мажилиса Азат Перуашев заявил, что после его критики в адрес министра образования Аслана Саринжипова в интернете появились тролли из числа сотрудников минобра — люди, анонимно высказывающие гадости в адрес депутата в комментариях под статьями на популярных интернет-ресурсах.
— Сейчас я вижу, что в интернете устроили истерику в поддержку Саринжипова, — сказал Перуашев. — Понятно, что там сидят тролли. Посадили сотрудников, деньги-то огромные, миллиарды выделяются на это министерство. А они вместо своей работы занимаются тем, что в этой грязи копаются. Хотя сейчас их министр подпадает под норму Уголовного кодекса в связи с оскорблениями депутатов. Но это отдельная тема.
Убедиться в том, что в социальных сетях и других интернет-ресурсах действительно началась война троллей, несложно. На одном из популярных порталов под публикацией о намерении Азата Перуашева привлечь главу образовательного ведомства к уголовной ответственности за обвинения в лоббировании частных вузов полно анонимных комментариев недвусмысленного содержания о том, «какой все-таки нехороший человек этот Азат Перуашев».
Войны троллей в социальных сетях в последнее время стали серьезным инструментом для придания любой теме большого резонанса. Вот что об этом думает директор PR-агентства «Инсайт Медиа» Юрий Дорохов:
— Фейки (пользователи в соцсетях, выступающие анонимно или под псевдонимом) – довольно распространенный инструмент
пиарщиков в Интернете. Чаще всего их применяют в социальных сетях или на сайтах СМИ в качестве комментаторов. Фейки или поддерживают чей-то бренд, точку зрения, политическую линию, или критикуют ее. В последнем случае их часто называют «троллями» (отмечу, что троллем может быть и реальный человек). Сетевой «тролль» — это провокатор, старающийся сбить оппонента с толку, опорочить его, поставить в положение оправдывающегося. Если комментатор или блоггер старательно нападает на кого-либо, при этом оперирует не фактами, которые можно проверить, а лозунгами, вешает ярлыки, переводит разговор с предмета обсуждения на личность оппонента – его вполне можно назвать «троллем». Если таких комментаторов несколько, они появляются почти одновременно («тролли набежали»), поддерживают (лайкают) комментарии друг друга – чаще всего можно говорить о спланированной PR-атаке. Редко когда атакующая сторона обладает большими человеческими ресурсами для проведения таких акций. Обычно кучу комментариев от разных анонимов или фейков оставляет один-два, редко три-четыре человека. Это могут быть представители пиар-службы, нанятого агентства или просто сотрудники компании, которым руководство дало соответствующий приказ. В этих случаях у комментаторов часто виден один литературный стиль. У них примерно одинаковый уровень ошибок в текстах (как правило, невысокий), и ошибки (орфографические, пунктуационные) однотипные. Особенно это заметно, когда за короткий срок появляется сразу множество комплиментарных комментариев. Я думаю, большой эффективности атаки троллей не приносят. Большинству читателей просто лень читать длинные полотна комментариев, которые они набрасывают. А вот вывести из себя человека, являющегося объектом атаки, они вполне могут. Часто атакуемый инициирует ответную атаку – и фейки начинают рубиться с фейками, в то время как обычные читатели, нормальные граждане, просто проходят мимо.