В последнее время довольно часто раздаются голоса так называемых «истинных патриотов», предлагающих законодательно упразднить термин «Великая Отечественная война». По сути, это означает изменить отношение к героическому прошлому и стереть из памяти все, что связано с Великой Победой.
Когда развалился «великий и ужасный» Советский Союз, дело этим не закончилось. Спешно засобиравшиеся в «европейское будущее» страны бывшего социалистического лагеря вместе с некоторыми бывшими советскими республиками принялись яростно допинывать канувшее в Лету государство, называя прожитое ими в социалистическом строе время «периодом советской оккупации».
Процесс пошел настолько бурно, что, забыв об ужасах фашистских концлагерей, коих было немало — едва ли не в каждой захваченной фашистами восточно-европейской стране,
власти этих государств, дабы окончательно отучить молодое поколение смотреть добрыми глазами в сторону востока, стали спешно создавать новые исторические музеи
и ратовать за повторение Нюрнбергского процесса. Только, чтобы в качестве подсудимого на нем видеть теперь уже, сами догадайтесь, кого.
«Музеи советской оккупации» — именно так стали называться недавно появившиеся в некоторых странах историко-просветительские учреждения. Вначале в Чехии, Венгрии и Польше. А затем в прибалтийских республиках, Грузии и Украине. Все это под вполне официальной эгидой «Платформы европейской памяти и гордости».
Однако
стоит ли так рьяно поддерживать заданный кем-то новый тренд с отчетливо просматриваемым направлением и методологией новых исторических, но правильнее было бы сказать, политических исследований,
в которых отчетливо видна попытка изменить характер Великой Отечественной войны как справедливой, освободительной, настойчиво и аккуратно изживается образ фашисткой Германии, на место которой ставится бывший Советский Союз? Но раз так происходит, значит, это кому-то нужно. Поскольку в нашем мире уже давно ничего не делается просто так.
Взять, к примеру, Латвию. В период так называемой советской оккупации эта республика выпускала автомобили «РАФ», радиолы и магнитолы «ВЭФ» и «Радиотехника». А продукция завода «Лиепайский металлург» шла на экспорт в огромных объемах прямо из местного порта.
В условиях европейской свободы и демократии все это исчезло. По официальным данным, население «шпротной» республики с трех миллионов сократилось почти в два раза. Чем не геноцид? При этом количество жителей работоспособного возраста составляет 63 процента от общего числа. И это неудивительно. Поскольку практически вся латвийская молодежь обрела статус гастарбайтеров в странах западной Европы.
Как-то, давая интервью латвийской газете Neatkariga, знаменитый композитор Раймонд Паулс порекомендовал своим землякам не бросаться из крайности в крайность, напомнив, что одними из главных действующих лиц революции 1917 года были «латышские стрелки».
«Я немного изучал то, что происходило в 1917 и 1918 годах, — сказал маэстро. – Кто был главными убийцами? Наши соотечественники. Что они творили на Украине? Кто сформировал весь этот чекистский аппарат?», – спросил он.
И сам же ответил:
«…В основном наши и евреи, хотя они и были потом сами ликвидированы. Кто отстаивал ту революцию? И кто служил в охране Кремля? Латышские стрелки. Поэтому лучше уж помолчим об этих делах. Это история, и ничего тут не поделаешь. Что толку поднимать ее, лучше ведь не сделаешь. Мы сами всякого дерьма натворили, сами всюду лезли».
Теперь же окаменевшие в изваянии латышские стрелки охраняют вход в рижский «Музей советской оккупации», наполненный экспонатами, напоминающими об «ужасах» советского периода.
Уверенно смотреть в «европейское будущее» Украина стала при президенте Ющенко, который и распорядился о создании в Киеве музея советской оккупации. При нем же началась героизация образов Бандеры и Шухевича и демонтаж памятников героям Великой Отечественной войны.
Интересно вспомнить, что под «гнетом советского тоталитаризма» эта республика нагуляла жирок в виде ВВП, который на момент распада Союза превышал казахстанский в два раза. В «печальный» период в республике была возведена одна из крупнейших во всем СССР Днепропетровская ГЭС. Украина выпускала космические аппараты, самолеты, морские суда и автомобили. А знаменитое киевское «Динамо» дважды становилось победителем Кубка обладателей кубков европейских стран по футболу.
За время обретенной свободы практически весь былой промышленный потенциал Незалежной пришел в полный упадок, и на момент начала «Майдана» украинский ВВП уже составлял одну треть от казахстанского. А в европейскую семью страну все не берут.
Есть Музей советской оккупации и в столице солнечной Грузии. Правда, там он является частью Национального исторического музея, в котором для него отведен отдельный зал. Его создание было едва ли не первым, что сделал Михаил Саакашвили, став президентом этой страны.
По рассказам тех, кто имел счастье там побывать, оформлен зал идеально и драматично, по самому последнему слову современной техники оформления музеев. Приглушенный свет, багровые оттенки, бьющие по эмоциям детали, в числе которых вагон с дырявыми от пуль стенами, массивные двери тюремных камер, фото «расстрельных» комнат. Проработка и насыщенность выставки резко контрастирует с остальными залами того же Национального музея. По всему видно, денег на оформление не пожалели.
Побывавшие в нем знакомые делятся впечатлениями о том, как особо поражает демонстрируемый всем посетителям псевдодокументальный фильм, где в хронику советских лет врезаны кадры казней. Однако, если присмотреться, очень похоже, что их отсняли в наши дни и просто стилизовали под старый фильм. Интересно, что в показанных в виде музейных экспонатов исторических документах среди фамилий палачей есть грузинские, а среди жертв есть и русские.
Но одновременно с этим в Грузии существует музей Сталина, который находится на его родине — в Гори. И то, в каком состоянии он пребывает, говорит о том, что отношение грузин к советскому прошлому весьма неоднозначное. Музей былого вождя в небольшом городке является самым посещаемым местом. Автору этих строк посчастливилось в нем побывать самолично.
Неизвестно, как насчет всей Грузии, но в Гори Иосиф Виссарионович почитается очень высоко.
Горийцы категорически не согласны ни с одним доводом против их знаменитого земляка.
Он — их великая гордость, человек, спасший мир от фашизма и в короткие сроки сделавший СССР супердержавой.
В годы активного развенчания культа личности горийцы отчаянно отстаивали память Сталина и теперь получают с этого неплохие дивиденды. Помимо собратьев по бывшему Союзу, тут можно увидеть немало иностранцев, которые охотно скупают сувениры, живут в местных отелях, словом, оставляют немалые деньги.
Однако
у бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили насчет отца народов собственное мнение
В свое время он принял решение о том, что «Музей Сталина» будет переименован в «Музей сталинизма» и даже распорядился демонтировать памятник вождю, который стоял на центральной городской площади. Причем во избежание протестных действий со стороны горийцев местные власти сделали это ночью под усиленной охраной полиции.
— Саакашвили ненавидит Сталина, – сказала девушка-гид, прощаясь с нами после экскурсии. — Но кто он по сравнению с ним? В двадцатом веке было три величайших человека: Черчилль, Рузвельт и Сталин. И первые двое боялись дядю Джо, потому что он руководил великой страной, которая выиграла великую войну.