Покупка Банком развития Казахстана доли в частном автомобильном холдинге «Аллюр» выглядит нелогичной по многим аспектам и добавляет вопросов к и без того непонятому отечественному автопрому. Между тем директор общественного фонда «Центр анализа общественных проблем» Республики Казахстан Меруерт Махмутова уверена – эта сделка — лоббирование интересов частных лиц.
– Меруерт Маутхановна, в Казахстане объявлена глобальная приватизация гособъектов и распродажа непрофильных активов. Однако на этом фоне появляется новость о том, что БРК покупает пакет акций частного АО «Группа компаний «Аллюр». В чем здесь логика?
– Логики я не вижу. Cлабая сторона экономической политики правительства в последние годы – увеличение государственного участия в бизнесе, по сути строится государственный капитализм. Главным достижением 1990-х годов считались разгосударствление и приватизация, появление частного сектора, доля которого, например, в 2002 году достигла 65% ВВП.
C начала 2000-х появляются новые институты и фонды, вокруг каждого министерства создаются многочисленные акционерные общества, по сути – квазигосударственные компании, которые получают бюджетные вливания в уставные капиталы, но работают как частные.
Не думаю, что покупка БРК доли в «Аллюр» направлена на повышение эффективности в частном секторе. Я уважаю частный сектор, так как ни один бизнесмен не станет браться за проекты с неясными перспективами и экономическим результатом. Он рискует своими деньгами, и его действия направлены на то, чтобы достичь производственного и финансового эффекта.
Государственные чиновники, принимающие решения о бюджетных инвестициях и занятые управлением в таких квазигосударственных компаниях, увы, не могут также относиться к бюджетным ресурсам, как относится бизнесмен к своим. И общество не понимает, как и на что тратятся бюджетные деньги.
– И все-таки, что стоит за этим решением – покупки государством доли акций в частной компании?
– Я не вижу в этом экономического смысла. Это политическое решение, с одной стороны, а с другой – это лоббирование интересов частных лиц, которым хочется получить бюджетные субсидии, некий карт-бланш для развития собственного бизнеса. К сожалению,
в Казахстане успешно может развиваться только тот бизнес, чьи владельцы выстраивают хорошие отношения с чиновниками
– Но может быть, мы можем расценивать этот шаг как господдержку важной отрасли?
– Стратегического интереса государства в этом нет. Об этом можно сказать однозначно. Например, когда в 2009 году правительство вошло в капитал крупнейших банков, это решение оправдывали именно значимостью этих банков для всей финансовой системы и экономики в целом. На чем основывается такое решение с «Аллюр» – неясно. Прежде всего потому, что автомобильная отрасль не является значимой для экономики. Это преимущественно отверточное производство из импортируемых комплектующих, которое, к тому же, чувствительно к колебаниям валютного курса. Оно не является чрезвычайно важным для бюджета страны с точки зрения налоговых платежей и занятости.
Если оценивать его перспективы, то не думаю, что в долгосрочном плане вклад автоиндустрии может достичь хотя бы 1% ВВП.
Мы не знаем условий данной сделки – их не раскрывают. Возможно, представитель БРК войдет в Совет директоров Группы компаний Аллюр. И все. Но в целом мы видим довольно успешное лоббирование интересов автоиндустрии. В частности,
ситуация с выделением льготных автокредитов потребителям является не заботой о народе, как это хотелось бы преподнести чиновникам, а по сути это поддержка владельцев автомобильных заводов
Согласитесь, автомобиль – это не первостепенная нужда человека. Льготное кредитование жилья – куда более социальное и рациональное решение, нежели льготные кредиты на покупку авто…
И самый главный момент. Если государство опять входит в частный бизнес, то нужно понимать, насколько этот шаг жизненно необходим, какие цели будут достигнуты за счет бюджетных вливаний, как, в конце концов, и в какой момент государство будет выходить из этого бизнеса. Ответов на эти вопросы нет. А недавняя история с господдержкой банков показывает: опыт был крайне неудачный. Неужели государственные чиновники ничему так и не научились?
– Не означает ли данная покупка небольшого пакета акций, что для БРК нет в стране достойных проектов, на кредитовании и финансовой поддержке которых он мог бы сосредоточиться?
– Таких проектов не хватает не только для БРК, но и для других подобных институтов развития, коих в нашей стране немало. Но я убеждена, что
лучше давать бизнесу развиваться через создание для него благоприятной среды, открытие доступа к фондированию и возможности защитить свои интересы в суде, чем создавать элитарный бизнес на бюджетных инвестициях
с многомиллиардными оборотами и с непонятными схемами возврата денег в госбюджет.
– Может быть, такие решения нужны чиновникам, которые не хотят сидеть в министерствах, а желают управлять квазигосударственными компаниями, получать высокие зарплаты, бонусы и «золотые» парашюты, соответствующие, как они любят говорить, аналогичным предприятиям в той же России, и при этом не отвечать за экономические результаты, а по сути, не отвечать ни за что, поскольку контроль отсутствует.
– Конечно, они заинтересованы в таком трудоустройстве, они получают статус, доступ к решениям. Но я не хочу углубляться в эту тему и комментировать ее.
– А есть ли, в таком случае, положительные примеры, которые можно использовать как бенчмарк?
– Обратитесь с этим вопросом к чиновникам. Пусть расскажут.
– Хорошо, а вы тогда скажите, поскольку часто бываете за границей и наверняка интересуетесь экономическими политиками государств как Запада, так и Азии, какой капитал развивает сегодня их экономики – государственный или частный?
– В любой развитой стране государственные деньги не тратятся на новые проекты частных компаний, какими бы перспективными они ни казались. Для этого есть частные венчурные фонды, бизнес-ангелы. Любой, даже самый интересный проект, всегда сопряжен с рисками, и в него инвестируется именно частный капитал. Государственные инвестиции направляются на создание и поддержание инфраструктуры бизнеса.
У нас огромная территория, но при этом довольно выгодное географическое положение. Нам нужно строить современные железные дороги, делая периферию ближе к городам, нам нужны хорошие автомобильные магистрали, бесперебойный доступ к интернету в любом, даже самом отдаленном ауле, хорошее образование. Выгодополучателем таких инвестиций станет каждый гражданин, а не отдельная группа лиц.