Министерство, используя лазейки в законе, отдало частному «Народному банку» солидный куш в виде площадей в зданиях госучреждений. Юристы, изучив эту схему, считают ее сомнительной.
Во всех госучреждениях присутствуют только кассы Народного банка — все оплаты налогов, штрафов и других платежей отданы на откуп этой частной структуре. С чего вдруг?
Как нам удалось выяснить, хлебные и доходные места достались «Народному» в обход закона: тендеры на аренду помещений не проводились. По мнению Андрея Ли, заместителя председателя Национального фонда развития финансовых услуг, это нарушает не только действующее законодательство, но и ограничивает права потребителей финансовых услуг.
Официально минфин, объясняя такие преференции частному банку, ссылается на следующие нормативные акты:
— пункт 14 Правил передачи республиканского имущества в имущественный наем (аренду), утвержденных постановлением правительства Республики Казахстан от 28 сентября 2011 года № 1102 (действовали с 22.11.2011 г. по 01.05.2014 г.), предоставление в имущественный наем (аренду) помещений для осуществления банковских операций (расчетно-кассовые центры банков, АО «Казпочта»), независимо от размеров площади помещений, производилось на тендерной основе, за исключением площадей для установки банкоматов и мультикасс
— в правилах передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду), утвержденных постановлением правительства Республики Казахстан от 13 февраля 2014 года № 88 (действовали со 02.05.2014 г. по 16.03.2015 г.), указанная норма отсутствовала
— приказ министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 212 (действует с 17.03.2015 г.), предоставление объекта в имущественный наем (аренду) расчетно-кассовым отделам банков второго уровня, юридическим лицам, осуществляющим организацию работы по приему заявлений на оказание государственных услуг и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», а также обеспечивающих оказание государственных услуг в электронной форме посредством получения сведений из информационных систем в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных услугах» (центры обслуживания населения) вне зависимости от его площади и размера остаточной стоимости производится на тендерной основе.
Таким образом, если следовать логике минфина, с «Народным банком» был заключен договор аренды без проведения тендера, так как законодательство в какой-то период времени такого требования не содержало. Однако это не так, уверены юристы.
Заместитель председателя Национального фонда развития финансовых услуг Андрей Ли:
— В Правилах 2011 года была прямая ссылка, что «предоставление в имущественный наем (аренду) помещений для осуществления банковских операций (расчетно-кассовые центры банков, АО «Казпочта»), независимо от размеров площади помещений, производилось на тендерной основе». Позже были утверждены новые правила проведения тендера «Об утверждении Правил передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду)» от 13.02.14 №88 (по мнению Минфина уже не действующие, однако это не так, поскольку они действующие и не отменялись).
Минфин указывает на то, что в вышеназванных правилах отсутствует прямая ссылка на необходимость проведения тендера. Однако это не так, поскольку согласно п. 6, предоставление в имущественный наем (аренду) объектов без права последующего выкупа производится на тендерной основе…». При этом, в данном пункте есть оговорка «за исключением указанных случаев» с перечислением таких возможных случаев, при котором возможно заключение договора без проведения тендера. Однако предоставление в аренду помещения Банку не входит в исчерпывающий перечень таких случаев, а следовательно, тендер должен был быть в обязательном порядке.
Таким образом, делает вывод юрист,
если договоры были заключены без проведения тендера, то это нарушает не только действующее законодательство, но и ограничивает права потребителей финансовых услуг.
Начиная с 17 марта 2015 года, предоставление в аренду расчетно-кассовым отделам банков второго уровня и другим юридическим лицам, работающим по принципу «одного окна», а также обеспечивающим оказание государственных услуг в электронной форме посредством получения сведений из информационных систем производится только на тендерной основе.
По данным минфина, на 1 апреля 2015 года в республиканских государственных учреждениях и предприятиях работало 45 отделений «Народного банка» (без учета банкоматов и терминалов). За помещения общей площадью 2,5 тыс.кв.м «Народный» заплатил департаменту государственного имущества и приватизации около 2,6 млн тенге (примерно 1040 тг за квадратный метр). Какую прибыль приносит каждый квадратный метр такой площади, минфин не скажет никому.