«Режим падения и сдерживания цен» на казахстанском топливном рынке закончился. Минэнерго уведомило о росте цен на ГСМ.
– Если внимательно присмотреться к изменениям мировых цен на нефть, то нетрудно заметить, что они упали и остаются примерно на том же уровне, в связи с чем оптовики, аффилированные недропользователями, теряют доходы, – объясняет повышение бензиновых ценников эксперт рынка, экономист Сергей Смирнов. – На нефтезаводы нефть поставляется раза 2-2,5 дешевле мировой цены. Естественно, что привыкшая к сверх прибыльности «нефтянка» сейчас несет значительные потери.
– Почему же тогда прошлогоднее декабрьское падение цены на бензин объясняли снижением стоимости нефти?
– У нас цены на бензин всегда слабо реагировали на стоимость нефти. Прошлогоднее падение цен на ГСМ связано не столько с ценами на нефть, сколько с обвалом российского рубля. В марте 2013 года баррель нефти стоил около 109 долларов, а литр бензина Аи-92 на АЗС 110 тенге. В июне и августе 2014 года при стоимости нефти 115 и 102 доллара за баррель, цена литра Аи-92 составляла, соответственно, 115 и 128 тенге. Сегодня, при котировках барреля сырой нефти около 65 долларов, стоимость литра Аи-92 установили в 108 тенге.
Падение цен на бензин началось после отмены в ноябре 2014 года запрета на ввоз российского топлива, когда на казахстанский рынок мощным потоком хлынул дешевеющий в результате девальвации рубля российский бензин. В итоге, на АЗС цена за литр Аи-92 установили на уровне 99 тенге. Однако при «замораживании» розничных цен и очередном запрете (с 5 марта сроком на 45 дней) импорта ГСМ из России рост оптовых цен продолжался. К примеру, уже во второй декаде марта оптовые цены на нефтепродукты в республике по сравнению с началом месяца выросли в среднем на 6%. В целом на бензин Аи-92 с марта по май они увеличились на 26%. Отметим, что при повышении стоимости литра АИ-92 со 115 до 128 тенге из дельты в 13 тенге оптовым поставщикам досталось 11 тенге, а розничным — всего 2 тенге.
– То есть причина нынешнего роста цен на бензин не в изменении нефтяных котировок?
– С моей точки зрения, нынешний рост (причем неустойчивый) нефтяных котировок не является причиной для произошедшего скачка цены на бензин. Вероятнее всего, это обусловлено как ростом оптовых цен в Казахстане (если в начале марта тонна бензина Аи-92 стоила примерно 84 тысячи тенге, то сейчас – около 106 тысяч тенге), так и изменением (в связи с налоговым маневром) структуры ценообразования в России и восстановления рублем своих позиций. Последнее привело к тому, что если в конце февраля оптовая стоимость тонны российского Аи-92 на границе составляла около 380 долларов, то сегодня — около 500 долларов.
– Как считаете, розничные цены на топливо могут вырасти до максимального прошлогоднего уровня?
– До прежней стоимости не поднимутся. По крайней мере, никаких экономических предпосылок в текущем году для этого нет. По прогнозам мировых аналитических центров, цена барреля нефти до конца года будет колебаться в районе 60-70 долларов. Укрепление рубля практически достигло максимума. Хотя… изменение цен на бензин в нашей стране — процесс непрогнозируемый .