Хотите — верьте, хотите — нет, но питьевая вода в Алматы прекрасная! Нам в интервью это доказывал официальный представитель холдинга «Алматысу» Серик Шагиров. Помимо этого он попытался объяснить, почему счетчик воды для поверки нужно непременно снимать и как провести воду туда, где ее нет.
— Что такое холдинг «Алматысу»?
— Холдинг был организован по распоряжению городского акимата в 2008 году. Он занимается организацией и планированием водопроводно-канализационных хозяйства, координированием предприятий. Компания «Бастау» занимается добычей и реализацией воды. «Су желиси» — транспортировкой воды. «Тоспа су» работает в сфере канализационной системы города Алматы. Все они в комплексе образует холдинг «Алматысу».
— Откуда же все-таки берется вода?
— Вода в Алматы берется из двух источников. 30% — это поверхностные воды с наших гор. 70% — подземные источники — скважины глубиной до 500 м.
— То есть разные по составу воды. Ледниковые — более чистые, подземные — более соленые.
— Я бы так не сказал. Вся вода сбалансирована по минеральному составу. У нас вся система закольцована. Горная вода — где-то до проспекта Абая. Ниже — вода из подземных источников. Периодически вода перемешивается.
— У нас есть смешение водонесущих магистральных артерий. Я вспомнил фильм «Мимино». Когда один говорит другому: «У нас лучшая в мире вода. На втором месте». А у нас на каком месте?
— Вода в Алматы — одна из самых лучших в стране по химическому составу, по вкусу. Ее достаточно. Мы воду не завозим.
— А вы сами пьете воду из-под крана?
— Конечно.
— Я готовил этот вопрос. Вот вам вода из водопровода. Мы находимся в верхней части города.
— Действительно, вода из водопровода.
— Тогда сделайте еще один глоток, чтобы зрители почувствовали, что вы – тот, за кого себя выдаете.
— Вода из Большого Алматинского озера, которая обеспечивает водоснабжение верхней части города.
— А с чего началась история алматинского водопровода? Нашему городу всего 160 лет новейшей истории. Раньше люди здесь жили, но водопровода не было. Как он появился?
— Развитие водопроводной системы шло вместе с развитием города. Первые деревянные водоводы появились в начале 20-го века. Они шли с головного арыка — с проспекта Абая и ниже, и обеспечивали первую баню.
— С арыка? Что, такой чистоты были наши реки, что прямо из реки в водопровод, хоть и деревянный, и употреблять?
— Вода была такой чистоты, что в ней запрещалось полоскать белье.
— Я читал, что за полоскание белья было наказание — три удара плетью и 5 рублей штрафа. За эти деньги можно было купить корову. Сколько километров водопровода перекладывается в год по плану?
— В среднем 20 километров за счет собственных средств. И еще за средства бюджета.
— То есть не ждем аварию? Старые трубы, которые могут привести к аварии, заменяются на новые? Какие трубы сейчас укладываются и на сколько лет их хватит?
— Магистральные трубы — стальные. Они долговечны. Если говорить о трубах меньшего диаметра, то здесь и пластиковые, и стальные.
— Если в кране нет воды, это не значит, что городские службы не поставили ее вам. Нужно проверить внутридомовые сети и коммуникации. Может, лопнула труба. Немедленно звоните в КСК. Требуйте, чтобы сантехник убедился, что ваши системы в исправности. Если нет — чтобы вам устранили неполадки, промыли трубы. Ни в коем случае не пейте воду с ржавчиной! Это очень опасно! Я вынужден предупредить читателей, так как это важно. К нам очень много вопросов поступает. Один из них – водомеры, индивидуальные счетчики воды. По паспорту счетчик выпущен в 2004 году. Его человек купил и установил в 2006-м. Через 2 года ему приходит предписание – внесите водомер на поверку. Это правомерно?
— Правомерно. Согласно законодательству, каждый потребитель обязан иметь прибор учета воды. Однако в многоквартирном секторе приборами учета воды обеспечены 80% потребителей города Алматы. В частном секторе — 55%.
— А каким образом и по какой цене они платят?
— Уполномоченным органом установлен тариф: 1 куб воды для жителей Алматы стоит 55 тенге 56 тиын. Для тех, кто пользуется водой без счетчика, установлены размеры платы, которые зависят от степени благоустроенности квартиры или дома. То есть при высоком инженерном благоустройстве — самая высокая плата. В многоквартирных домах установлена норма — 8,4 куб. м воды на одного человека. Каждый прибор учета в определенный промежуток времени необходимо поверять. Госповерка. Завод-изготовитель в паспорте прибора указал, что его нужно поверить через 4 года. К сожалению, продавцы об этом умалчивают и продают просроченные приборы. И получается, что потребитель через какое-то время получает предписание о поверке от нашего предприятия. Согласно законодательству, снимать и ставить счетчик имеет право только предприятие, имеющее на эту деятельность специальную лицензию. То есть мой сосед-сантехник установить счетчик не может. Вернее, если он установит, наше предприятие не имеет права ставить на него пломбу. Лицензированных компаний много. Не все они работают добросовестно. Поэтому в этом году наше предприятие тоже получило лицензию. И мы вошли на этот рынок. Устанавливаем приборы учета воды. Устанавливаем в рассрочку.
— Для поверки обязательно снимать счетчик?
— Один из часто задаваемых вопросов: «Я взял банку трехлитровую, проверил. Счетчик работает. А мне говорят: «Снимай. Счетчик банкой не проверить». Есть несколько поверочных лабораторий в городе. Они имеют проверочный стенд. Под разным давлением, под разной струйкой, разным напором проверяются приборы учета. Он может показывать неверно — как в пользу потребителя, так и в пользу предприятия.
— На месте поверить можно? Поставил я этот счетчик, заложил все кафелем. Приходит ваш человек и говорит: «Снимайте все. Мой ключ не влезает сюда».
— Несколько лет назад была компания, работники которой носила с собой чемоданчик и поверяли. Сейчас этого нет. Их поверочное оборудование должным образом было внесено в государственный реестр поверочной лаборатории, но не прижилось. Самый удобный способ – это снимать прибор.
— Дорогие потребители, им так неудобно. Ставьте счетчики так, чтобы было легко снимать. Не обкладывайте их кафелем, все равно через 4 года отобьют. Люди говорят, что купить счетчик и установить получается то же, что и отдать счетчик на поверку, платить какое-то время по количеству человек и снова поставить счетчик на место. Двойная работа, по материальным затратам одно и то же. Почему так дорого?
— Есть такой парадокс. Сам прибор стоит в среднем 2000-3000 тенге. Поверка – 1000 тенге. Работа — 2000 тенге. В промежутке платишь по тарифам, о которых я говорил. Поэтому многие отказываются от поверки. У нас в городе за счет местного бюджета есть такая практика. Для социально защищаемых слоев населения есть компенсация за установку, поверку или замену приборов учета. Это в первую очередь для пенсионеров, инвалидов и лиц, которые получают адресную помощь. Нужно обратиться в райсобес. Многие уже воспользовались компенсацией.
— Закончим по счетчикам. Покупая прибор учета воды, обращайте внимание на дату его изготовления. Месяц-два с даты изготовления еще можно. Вы выиграете по деньгам, выиграете в качестве. И не будет никаких разночтений с холдингом «Алматысу», контролер которого обязательно придет и накажет. А много ли воруют потребители?
— Я уже говорил, один куб воды — 55 тенге 56 тиын. К сожалению, воруют. Как в нижней части города, так и в больших особняках. Внизу много не своруешь – маленький домик и огород две сотки. В верхней части много воруют. Летом по улице Кыз Жибек только за один день нашли 10 самовольных подключений в верхней части Медеуского района.
— Я не могу понять, как можно к магистральной трубе самовольно подключиться? Это нужно разрыть, иметь сварочный аппарат, надо, чтобы кто-то отключил в воду в магистрали. Или наш народ может уже и без отключения магистрали подключиться?
— Могут. Строительных компаний у нас много. За плату они могут подключить.
— А если поймать строителей, что можно сделать с ними?
— Мы передаем дела в уполномоченные органы. И начисление там немаленькое. Если это труба диаметром 15 мм, то за самовольное подключение и пользование услугами водоснабжения начисление составит порядка 150 000 тенге.
— Хорошо. Но это опять через суд?
— Нет. Это прописано в законодательстве.
— Вода – это стратегический продукт?
— Да.
— Вот за то, что самовольно подключился к магистрали и использовал стратегический продукт, который принадлежит всему народонаселению РК, обязан понести наказание.
— Здесь есть нормативно-правовые акты, которые обязывают к наказанию. Но самовольное подключение, это не только проблема нас и потребителей. Разрыл трубу — значит, занес грязь и бактерии. Промывку, конечно же, не сделал. Страдать будут соседи. Еще есть технические условия. То есть лежит труба, подключено столько-то домов с таким-то потреблением. Неучтенное водопотребление снижает напор, нарушает всю систему.
— Это последствия. Но когда-то у нас люди не хотели подключаться к газоснабжению потому что дорого. За врезку и проведение, приведение в порядок сметной документации выходило порядка полутора миллионов тенге. Тогда это было 10 000 долл. На одном из совещаний аким города собрал всех газовиков и сказал: «До тех пор, пока не будет нормальных условий для подключения, люди будут самовольно врезаться, топить печки, чем попало. Будут засорять воздух, и мы с вами будем этим дышать». Немедленно была снижена плата за подключение к газу. Может, и у вас это происходит?
— Раньше была большая процедура. Сейчас – нет.
— Расскажите мне, что делать, если я хочу подключиться в частном доме?
— Первое – нужен топографический снимок участка. И с документами на дом и землю нужно обратиться в Управление архитектуры и строительства города Алматы. В течение 5 дней потребителю выдаются технические условия бесплатно. На основании технических условий необходимо сделать проект. Проект, в зависимости от дальности подключения, в среднем стоит порядка 40 000 тенге. Затем потребитель обязан эту трубу подвести. Делает сам или нанимает строителей. Устанавливает прибор учета, заключает с нами договор.
— Вы пропустили очень трудоемкую и дорогостоящую работу – колодец для подключения. Его я тоже должен сделать сам? По моим подсчетам, он стоит около 500 000 тенге.
— Не обязательно. По дороге сети эти колодцы уже стоят. Если это не новостройка, то есть ближайший колодец, или он есть у соседа. Если новостройка, то делают колодец. Он нужен обязательно. Это упрощает и нашу работу, и полезно для потребителя.
— Безусловно. В случае чего можно вентиль закрутить. А то вода бьет из-под земли. Это все незаконное подключение?
— Я бы сказал, хорошие отношения с соседом: давай, я через твой огород проведу трубу. Все хозспособом. А потом с соседями не дружат и начинают отрезать друг другу трубы. Поэтому водопроводы заброшены.
— Последний важный вопрос. В пределах Алматы все благоустроено, комфортно. А в области нет воды. Знаю село Тургень. Город Иссык. Не каждый день бывает питьевая водопроводная вода. Что-нибудь угрожает нашим горожанам?
— Дефицита воды нет. Источников хватит на многие десятилетия. Есть проблема с отсутствием сетей. Последние десятилетия город растет. Только в этом году в черту города было включено 27 поселков. Появился новый административный район — Наурызбайский. И здесь большие проблемы. Вода с перебоями. Она не обеззаражена. Летом — есть, зимой — нет. Есть частные скважины. Идет большая работа над этими проблемами за счет наших средств и средств государства. Город растет в сторону северо-запада. Ближайшие 2-3 года большая работа предстоит в Алатауском районе. Сейчас идет проектирование водопроводов и канализации в Ауэзовском районе. Со следующего года мы будем плотно работать в Наурызбайском районе.
— Я уверен, что сети будут построены, вода будет доведена. Самое главное, что источники наши неиссякаемые. Алматинцам нечего бояться.
— Источники неиссякаемые, но к воде нужно относиться экономно. Это невозобновляемые источники.
— В народе говорят: «Были бы кости – мясо нарастет». Серик, вы ответили на все вопросы наших читателей. Спасибо! Вода – это жизнь. Все это знают. И будем экономить.