Эксперты ожидают дальнейшее падение цен на нефть, усугубление экономического кризиса в России и Казахстане, дестабилизацию обстановки на Ближнем Востоке и в азиатских странах, если переговоры по ядерной программе Ирана завершатся успешно и с Тегерана снимут санкции.
Власти Ирана и «шестерка» международных посредников, которые с 26 марта заседают в Лозанне, объявили о значительном прогрессе в переговорах по ядерной программе Тегерана. «Мы никогда не были настолько близки к сделке, как за последние недели», — сказала представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. После этого заявления насторожились и политологи, и экономисты. В том числе и в Казахстане, ведь далекие, казалось бы, для нас события могут обернуться вполне реальными проблемами для нашей страны.
Все дело в том, что если сделка все же будет заключена и будут отменены санкции ЕС и США, Иран сможет фактически удвоить экспорт собственной нефти. «Если санкции будут сняты, мы можем увеличить экспорт на 1 млн баррелей в сутки за несколько месяцев», — заявил министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане. При том, что по данным Международного энергетического агентства, в феврале поставки нефти из Ирана составляли около 1,2 млн баррелей в сутки.
Булат Султанов, директор Исследовательского института международного и регионального сотрудничества:
— Запад и США пошли на смягчение своей позиции в отношении ядерной программы по двум причинам. Первая: снять блокаду с Ирана необходимо для того, чтобы Иран смог поставить добываемую нефть на мировой рынок.
Это приведет к снижению цен на нефть и дальнейшему ослаблению России. Но это приведет к ослаблению экономики и других нефтедобывающих стран, в том числе и Казахстана.
Поэтому, в целях осуществления политики США по сохранению однополярного мира, Соединенные Штаты идут на уступки и, в конечном итоге, на снятие экономических санкций против Ирана, чтобы достичь своих геополитических целей.
Кроме того необходимо учитывать, что санкции в отношении Тегерана Запад предлагает снимать в течение нескольких лет. Это тоже своего рода дипломатическая уловка, считает Булат Султанов, ведь Тегеран, требует немедленного снятия всех санкций на нефть.
— Сейчас все, что происходит в мире: столкновения, военные конфликты, сосредоточены вокруг одного — борьбы за сохранение или однополярного мира, или за переход к многополюсному миру, полицивилизованному миру. Потому что, на мой взгляд, США не смогли воспользоваться временем однополярного мира — с 1991 года по конец прошлого года. А сейчас мы видим переход к многополярному геостратегическому мироустройству: ведущие развивающиеся страны создали такие международные организации как БРИКС, ШОС и ЕАЭС без участия США и государств Западной Европы, что встречает сильное сопротивление со стороны Запада. Все, что сейчас происходит в мире, это мощнейшее глобальное противостояние: однополярный или полицентричный мир.
С другой стороны, поддержка, которую получит Иран в случае положительного решения по ядерной программе, приведет к еще большему расколу внутри мусульманского мира, отмечает политолог. Уже сейчас Саудовская Аравия с коалицией арабских государств ведет военную операцию в Йемене против шиитской группировки хуситов, которых поддерживает именно Иран. Все это может привести к широкомасштабному противостоянию и даже войне во всем регионе.
— Переговоры вокруг Ирана очень многослойные. Могут возникнуть коллизии между Саудовской Аравией, которая обвиняет Иран в поддержке шиитской оппозиции в Йемене, и стремлением США фактически поддержать Иран.
Если Иран сейчас выбросит нефть на мировые рынки, он получит валюту и сможет активно поддерживать шиитские организации в Йемене, в Ираке и, может быть, это будет проецироваться и на Азербайджан, и на Таджикистан.
То есть это может быть сделано для того, чтобы не дать затухнуть огню противоборства между двумя ветвями ислама: суннитами и шиитами. Достижению этих целей раскола ислама и отвечает политика США по снятию санкционного режима против Ирана.
Как передают мировые СМИ, на сообщения из Лозанны о согласии между переговорщиками вновь резко отреагировал Израиль. Премьер-министр Нетаньяху назвал предстоящие договоренности “опасными”, заявив, что они позволят Ирану “завоевать весь Ближний Восток”.
Булат Султанов, директор Исследовательского института международного и регионального сотрудничества:
— Мы в Казахстане всегда выступали и выступаем за то, чтобы Иран имел право на мирный атом под контролем МАГАТЭ. Мы считаем, что все государства, в том числе Иран и Казахстан, имели право на работы в сфере атомной энергетики. Это никому не запрещено. Но в то же время мы против того, чтобы ядерное оружие расползалось. В этом плане я хотел бы обратить внимание на то, что Запад очень выборочно подходит к этим вопросам. Если касается вопроса ядерной программы Ирана, это очень жесткая бескомпромиссная политика, но в отношении Израиля все почему-то стыдливо замалчивают.
Никто сейчас не может сказать, есть ли у Израиля ядерное оружие или нет. Де-факто все полагают, что ядерное оружие Израиля изготовлено, потому что у них есть ядерная лаборатория в районе пустыни Негев, и многие физики-ядерщики в том числе и из бывшего Советского Союза выехали в иммиграцию в Израиль и работают в этих ядерных центрах. Поэтому, по мнению экспертов, Израиль располагает ядерным оружием, но не принято об этом говорить, потому что доказательств этому нет.
Решить проблему ядерной программы Ирана можно кардинально и гарантировано, если превратить зону Ближнего и Среднего Востока в безъядерную зону. Так как это, например, мы сделали в Центральной Азии. Президенты Казахстана и Узбекистана выступили инициаторами, было подписано соглашение в Семипалатинске о создании зоны свободной от ядерного оружия в Центральной Азии. Мы предлагаем, чтобы Израиль прямо и ясно объявил, что у него нет ядерного оружия. Тогда можно было бы поставить вопрос, чтобы Иран отказался от попыток создать ядерное оружие. Потому что, когда ядерное оружие находится у одной из стран, требовать от другой страны отказаться от него — это было бы политикой двойных стандартов.
Напомним, очередной раунд переговоров между «шестеркой» международных посредников (Россия, США, Китай, Британия, Франция и Германия) и Ираном начался в Лозанне 26 марта. До конца марта участники встречи должны выработать общие параметры соглашения, которое бы устроило всех и послужило бы основанием к снятию санкций, которые были введены против Ирана за разработку ядерной программы. Эти меры включают в себя запрет на экспорт в Иран атомной, ракетной и большей части военной продукции, прямых иностранных инвестиций в энергетический сектор, запрет на экспорт продукции тонкой нефтепереработки, а также любых контактов с банками и страховыми компаниями, на финансовые транзакции и сотрудничество с морским флотом Ирана.