Из-за недостоверных отчетов об оценке каждый год страховой рынок теряет как минимум миллиард тенге — так утверждают эксперты страховых компаний. Еще примерно 370 миллионов страховщики тратят на оплату услуг оценщиков. Естественно, все эти деньги хочется сохранить, а не тратить. Для простых автомобилистов это чревато тем, что в скором будущем оценивать ущерб при ДТП будут не независимые оценщики, а сами страховые компании по особой методике. Эта схема заработает, если будет принят новый законопроект.
Надо признать, страховщики достаточно обоснованно критикуют сложившуюся систему оценки ущерба при ДТП.
«Обязательность оценки и обязательность результатов оценки породили психологию халявы. Объясню, что я имею в виду. С точки зрения оценщика, источник денег, которые платит страховой рынок за оценку, неисчерпаем. При этом не нужно ничего вкладывать, чтобы получить доступ к этому ресурсу, и вкладывать, чтобы поддерживать этот ресурс. А воспользоваться им можно легко. Поэтому главная задача – откусить кусок пожирнее. На фоне полного отсутствия контроля и какого-либо воздействия извне потребители «общего ресурса» используют все методы для того, чтобы откусить побольше, невзирая на последствия. На мой взгляд, это говорит о том, что отрасль больна и не хочет лечиться. Она предоставляет услугу, которая не соответствует ни ожиданиям потребителя, ни законодательству. Пока для оценщиков существует такая халява, никакими законами и нормативными актами мы не исправим существующий беспредел», – написал на своей странице в Facebook страховой омбудсмен Виталий Веревкин.
Страховщики на полном серьезе считают, что одна из главных проблем автострахования – это
оценщики, которые, вступая в сговор с автовладельцами, завышают страховые выплаты.
Если сейчас не исправить ситуацию, то выплаты будут продолжать расти быстрее, чем сборы, и тогда остро встанет вопрос о повышении стоимости полиса.
– Сейчас россияне очень недовольны повышением стоимости ОСАГО, – рассказывает Виталий Веревкин. – А почему это произошло? Потому что вокруг страховщиков собралась масса непонятных юристов и полупонятных оценщиков, которые занимаются вытягиванием денег из отрасли. У меня на руках куча интересных материалов. Могу на реальных примерах показать, как работают оценщики, с чем нам приходится сталкиваться и прокомментировать все это в цифрах.
Оказывается, недовольство работой оценщиков у ряда страховых компаний началось еще семь лет назад. Тогда они стали бить тревогу, пытались обратить внимание на нависшую угрозу в виде перерасхода страховых средств. Но за семь лет так ничего в законодательстве по ГПО не изменилось. Зато стопка дел, доказывающая, что деятельность некоторых оценщиков наиболее конкретно отражает ст. 190 УК РК (мошенничество), а не закон об оценочной деятельности, у Виталия Веревкина скопилась внушительная.
– Вот такой пример: Toyota Camry 2014 года выпуска попала в аварию. Разбита задняя часть, повреждена крышка багажника, два задних фонаря и бампер. Первоначальный расчет ущерба на 1 миллион 913 тенге. Этот отчет примечателен тем, что стоимость нормо-часа, которую применил оценщик, составила 9 910 тенге.
– Это очень много?
– У официального дилера стоимость нормо-часа – 5 500 тенге. Я спрашивал у оценщика: где вы взяли 9 тысяч? Человек не смог объяснить.
– Страховщик отказался платить по таким расценкам?
– Страховщик сказал: извините, мы этот отчет не примем никогда, потому что платить 9 тысяч за нормо-час и детали, которые не были повреждены, это уже чересчур. В этом случае расчет, составленный ранее по всем параметрам, был достовернее. В процессе проверки мои расчеты совпали с первоначальным расчетом и составили 644 тысячи, то есть на 356 тысяч меньше. Вот еще пример. SKODA Superb 2012 года выпуска: оценщик ставит замену двух передних фар, каждая из которых, между прочим, стоит 180 тысяч тенге. Когда мы сделали в БИПЭК Авто запрос, нам ответили, что фара на данную модель стоит 30-31 тысячу тенге.
– Как оценщик объяснил стоимость фары в 180 тысяч?
– Оценщик написал, что на основании справки, которую дал сам клиент, указав стоимость биксеноновых фар. Тогда как производитель сообщил, что данная модель выпускалась с галогеном. Следующий пример: Subaru XV из-за царапины оценщик посчитал замену бампера, а это 83 тысячи тенге.
– Может, у него были основания так считать?
– Да, были. Клиент пришел и сказал, что хочет новый бампер. Но это его проблемы: если хочет, пусть сам ставит. А если завтра он придет и скажет, что хочет свою разбитую машину отправить VIP-самолетом в Германию, и чтобы там ее делали лучшие специалисты?
– Ему, конечно, скажут: «До свидания! Оставайся со своим разбитым корытом!»
– Ему скажут: «Не вопрос! За ваш счет – хоть на ракете!». По закону, если деталь подлежит ремонту – тогда она делается, если восстановлению не подлежит – тогда меняется. В этом случае технологии позволяют машину отремонтировать, если клиент хочет замену – нет проблем, пусть доплачивает и меняет.
Впрочем, главное, чем недовольны автовладельцы, так это то, что после аварии «голова болит» у пострадавшего, а не у виновного.
Именно пострадавший должен пройти все инстанции: получить справки в полиции, пройти мытарства в суде и затем обивать пороги оценщиков и страховщиков. А в результате не всегда удается добиться полного возмещения ущерба и компенсировать расходы на адвоката.
Когда дело доходит до выплат, сами страховые компании, в том числе и лидеры рынка, не всегда ведут себя порядочно, случаи возмещения сполна и по-честному очень редки. Все, кто обращался за выплатами, ощутили это на себе.
– На рынке есть страховщики, которые платят адекватно. Но автовладельцы должны понимать, что за счет обязательной страховки нельзя из старой машины сделать новую, – говорит страховой омбудсмен.
– Адекватных выплат с учетом износа, на мой взгляд, не может быть. Где купить автомобильную дверь или фару, «изношенную» на 75%?
– Если убирать износ, тогда нужно будет пересматривать тарифы в сторону повышения. Но вопрос износа сейчас на самом деле не такой острый, как вопрос того, насколько прозрачными и понятными делаются отчеты об оценке. Мы сейчас говорим о том, чтобы вопросы, связанные с определением сумм убытков, вывести в нормальное прозрачное русло.
– Все станет прозрачно, если избавиться от оценщиков?
– В поправках к законодательству мы не говорим о том, чтобы убрать оценщиков с рынка. Некоторые страховые компании будут продолжать пользоваться услугами оценщиков. Есть оценщики, которые уже много лет работают со страховыми компаниями, и по их работе не было ни одного спора. Но не все оценщики, к сожалению, работают адекватно и честно. Поэтому у страховых компаний должен быть выбор: считать самим или отправлять на станции техосмотра. То есть страховщики будут выстраивать свои процессы так, чтобы человек, когда приходит урегулировать страховой случай, смог получить цену буквально за 15 минут.
– Предлагаемые поправки в законодательство позволят так быстро работать?
– В редакции законопроекта есть меры, направленные на обеспечение более справедливого размера выплат и более быстрой оценки ущерба. Более того, по согласованию с потерпевшим страховщик может организовать ремонт и оплатить его станции технического обслуживания. Ответственность за качество ремонта будет нести СТО.