В стране за последнюю неделю произошло множество трагических событий: наводнение, обрушился мост, горят машины, гибнут люди. Но лишь история Алиби Жумагулова шагнула за пределы Казахстана и стала настоящим социальным феноменом. Почему? В этом происшествии сошлись несколько факторов.
Тема многоженства обсуждается в нашем обществе с завидной периодичностью. Но, пожалуй, впервые вторая жена или любовница — кому как удобно — оказалась в центре скандала и стала поводом для садистской выходки. И народ реагирует на эту тему уже не с улыбкой, как раньше, а очень ожесточено.
Две жены Кайрата Жамалиева
Интервью Айнур Исиной — виновницы, по мнению многих, избиения — вызвало крайнее раздражение у пользователей соцсетей. Девушка открыто назвала себя женой Кайрата Жамалиева, несмотря на наличие законной супруги у бизнесмена. А после того, как самые дотошные блогеры рассмотрели ее аккаунт в Instagram, стали выплывать имена таких же «жен» и других влиятельных представителей казахстанской элиты. Казахстанский сегмент Facebook тут же разразился гневными и местами даже оскорбительными публикациями.
Марат Наибуллин: «В Казахстане уже несколько лет как появилась мода на содержанок. Не любовниц. А именно содержанок. Любовники могут быть материально независимы друг от друга. А иногда оба состоять в браке. А содержанка это полная зависимость от своего хозяина.
И пусть вас не обманывают, говоря, что она вторая или третья жена. В наших законах нет таких определений.
Кто-то говорит, что ему Аллах разрешил иметь вторую жену. Так вот, я обращаюсь ко вторым жёнам от Аллаха, которых в Алматы развелось как собак нерезаных. Дуры, запомните! Вы не вторая жена. Вы — содержанка! Даже если у вас появился ребёнок от вашего хозяина. Этот ребёнок — внебрачный. В Казахстане нет шариата. Мы живём по светским законам.
И обычно содержат лошадей в конюшне, но вот снова в конюшнях стали содержать и женщин. Иными словами вы обычная лошадь. Безмолвное животное. И если завтра вашему хозяину вздумается поставить в конюшню ещё пару лошадей, то кто вас будет спрашивать?
Вам останется только плести любовные интриги. В открытую. Чтобы разбудить в нём ревность. И не дай Аллах, что разменной монетой в вашей грязной игре окажется доверчивый молодой человек. И запомните. Жена всегда одна. А лошадей много».
В своем
интервью нашему порталу
писательница Аян Кудайкулова обвиняет в подобном отношении общества к токал… мужчин.
— В Казахстане существует многоженство. Но методы — варварские. Не классические, что были во времена Абая. Там тоже были споры и недовольства. Но глава семьи, если он владеет столькими женами, должен расписать закон в своем маленьком государстве. Навещать их одинаково, распределять свое внимание, не обижать детей. (…) Я не противница многоженства, но и не «за». Я беру факты. Вижу, как разбалованы дети от токал. Они учатся в дорогих школах, за границей. Их именами называют рестораны. А дети байбише обижены. К ним не ходят.
Правильная кампания
Еще один фактор, приведший к столь оглушительному успеху кампании отца избитого Алиби Жумагулова, как бы цинично это ни звучало — правильная подача фактов, фото, емкие тезисы.
Карим Кадырбаев: «Чем это Алиби среди них оказался более значимым, чем, например, тот же избитый ветеран?». Да ничем на самом деле. Подозреваю, что все дело в коллективном бессознательном.
У жертвы должно быть лицо (тупой, конечно, каламбур, получается по отношению к лицу Алиби), равно как и у Абсолютного зла. Драматургия простая. Зритель знает, кому он сочувствует и кого искренне ненавидит.
Упал мост. Пострадали какие-то люди и погиб какой-то человек, чья фамилия была опубликована через пару дней (кстати, много ли людей запомнило, как зовут погибшего?). Виноват кто? Какие-то люди, попилившие бюджет.
Сгорел «Адем». Какие-то люди остались без работы и потеряли деньги. Кто виноват? Кто-то очевидно виноват, но непонятно кто.
Побили ветерана. Личность ветерана выяснили, на лечение отправили и вроде поправляется (дай Бог ему здоровья). Но кто побил? Неопознанный субъект.
В случае с Алиби все понятно. Побили Алиби, помощи просит отец. Виноваты Кайрат, Айнур и два отморозка Арман и Толик. Зритель наблюдает за всей этой историей, как за очередным эпизодом реалити-шоу. Ему четко дают понять, кого жалеть и кого ненавидеть».
Бедные против богатых
И еще один немаловажный момент. На определенные раздумья наводит информация о том, с каким азартом казахстанцы подключились к подсчету имущества, которым владеет Кайрат Жамалиев. Списки ресторанов, караоке и отелей тут же облетели казнет.
Активно в интернете постят фотографии Ламборджини, на которую наложен арест в обеспечение возможного ущерба Алиби Жумагулова за его BMW X5. Все это наводит на мысль, что налицо, как говорится, и «классовая ненависть», выглядывающая из-за громко провозглашенного благополучия казахстанцев.
Хотя с тем же азартом можно считать имущество Александра Беловича, владельца корпорации «Базис», строившей рухнувшую развязку. Но там уровень драматизма не тот — пока, во всяком случае.
А в истории Алиби Жумагулова сошлись сразу несколько факторов. Это вовсе не означает, что нужно молчать или что обвиняемый в садистском избиении Кайрат Жамалиев в этой ситуации прав. Это означает, что наше общество пока еще предпочитает эффектные криминальные драмы, а не серьезные расследования, где нужно мыслить и рассуждать. Но всему свое время — думается, несколько лет назад у Алиби Жумагулова не было бы ни одного шанса привлечь Жамалиева к ответственности. А сегодня он появился. Хочется верить, что этот драматичный инцидент станет кирпичиком в построении более здорового и зрелого общества, в котором такие выходки будут наказываться жестко и неотвратимо, и в котором читатели соцсетей будут интересоваться не только драматичными кровавыми фото, но и серьезными исследованиями.