В Алматы полным ходом идет подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО) по платному въезду в центр мегаполиса. По данным Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций (НИИ ТК), уже выбран в качестве пилотного проекта участок дорог южного полукольца на базе магистральных улиц Саина, проспекту аль-Фараби, Кульжинскому тракту до проспекта Рыскулова.
На схеме (нажмите на фото для увеличения) красной полосой обозначен участок дорог длиной 23 километра 735 метров, где в будущем будет установлено 16 рам для оборудования по взиманию платы за въезд.
В НИИ транспорта и коммуникаций (НИИ ТК) затруднились сообщить какие-либо подробности проекта до окончания разработки ТЭО, в том числе предполагаемую стоимость въезда внутрь полукольца, а также категории транспорта, которые будут оплачивать въезд либо освобождаться от оплаты.
Однако, по данным главного инженера по автотранспортным объектам НИИ ТК Елены Шпенст, предполагаемая оплата проезда будет льготной для местных жителей и будет способствовать снижению транзита через городскую территорию.
— Кроме того, проект можно назвать инновационным, так как он основан на внедрении современного электронного оборудования на городском транспорте, которое позволяет осуществлять контрольные функции на городском транспорте и сбор платы за проезд без остановки транспорта, — сообщила Е. Шпенст.
Но и это не все новшества, которые ожидают самый крупный мегаполис страны в ближайшие годы. До конца 2015 года будет разработан дорогостоящий проект (стоимость — более 133,5 млн тенге) по строительству системы скоростных автобусных перевозок, которая вкупе с метро должна в будущем разгрузить городские улицы от частного легкового транспорта.
— По данным исследований, около ¾ всех перемещений граждан по городу осуществляется на легковых автомобилях, что создает транспортные проблемы на улицах Алматы, — сообщил президент НИИ ТК Мурат Бекмагамбетов. — Отдельная полоса для автобусов — наиболее демократичное решение проблемы пробок. Если мы хотим сократить количество машин на дорогах, мы должны обеспечить жителей хорошим общественным транспортом. Выделенные полосы позволят обеспечить преимущества пассажирскому транспорту перед легковым в части скорости движения по городу, что сделает общественный транспорт более привлекательным. Средняя скорость движения по городу скоростного автобуса составляет 20-25 км/час.
Главной проблемой инженеров-транспортников при разработке ТЭО этого проекта остается низкая пропускная способность алматинских улиц и плотная застройка города. Поэтому сейчас способы решения этих проблем только просчитываются. В ТЭО также будут выполнены предпроектные работы по строительству автопарка, коридоров скоростного автобуса, остановочных павильонов, разработана система оплаты.
— Обследования пассажирских маршрутов, проведенные специалистами ТОО «НИИ ТК» в 2001, 2005 и 2011 годах, подтверждают вывод о возрастании спроса на данный вид услуг, — говорит Елена Шпенст. — Если суточный объем перевозок в 2001 году оценивался примерно в 1 115 тыс. пассажиров, то в 2011 году он возрос до 1 385 тыс. пассажиров, или более чем на 24%.
Именно по этой причине власти города возлагают большие надежды на удобные скоростные автобусы для комфортного перемещения горожан. Известно, что использовать в реализации проекта планируется низкопольные сочлененные автобусы длиной 18 м (с последующим возможным увеличением количества автобусов) вместимостью 145 пассажиров в одном направлении. Это будут экологически чистые автобусы (не ниже EURO IV), работающие на сжатом природном газе.