В ближайшее время в Казахстане оплатить парковку, проезд в общественном транспорте, счет в ресторане или покупку в аптеке можно будет через SIM-карту в мобильном телефоне. Корреспондент Today.kz выяснил у сотовых операторов, когда мобильные платежи станут доступными для широких масс.
Как сообщили в компании Beeline, уже сегодня существует возможность оплаты контент-услуг за счет баланса мобильного телефона.
«Планируется расширение перечня мобильных финансовых сервисов, оказываемых нашей компанией. О сроках запуска системы оплаты банковских услуг с помощью специальной SIM-карты сейчас говорить рано, но мы уверены, что это должно произойти в этом году. Система работает просто: средства с мобильного баланса переводятся на специальный счет в банке, с которого должен будет осуществляться платеж», — рассказал директор по корпоративным коммуникациям «Beeline Казахстан» Алексей Бендзь.
Про его словам, внедрение системы позволит казахстанцам легко оплачивать услуги общественного транспорта, проезда, парковок и многие другие.
«Внедрение подобной системы должно положительно повлиять на всех участников рынка, так как каждая транзакция с телефона будет проходить через счета банка. А также появление этих сервисов переведет большое количество микроплатежей в безналичный оборот», — считает он.
Между тем в компании Tele2 скептически относятся к перспективам развития мобильных платежей в Казахстане.
«Мы позитивно воспринимаем саму технологию мобильных платежей, но скептически оцениваем ее перспективы на казахстанском рынке в ближайшее время. Это пока вопрос будущего. На данный момент услуга мобильных платежей вызывает больше вопросов, нежели дает четкие ответы на то, как система будет работать в дальнейшем. Так, открытыми остаются вопросы лицензирования этой деятельности, создания инфраструктуры под мобильные платежи и прибыльность операторов. К тому же важный момент – это система взаиморасчетов абонента и оператора. Например, сейчас для наших абонентов действует безкомиссионное пополнение через терминалы Qiwi, то есть эти издержки покрываются нами. Мы готовы делать это для наших абонентов, если деньги, которые они отправляют на счет мобильного телефона, используются по назначению – на оплату мобильной связи. Но если средства будут списываться на другие покупки, на нас лягут серьезные затраты при существующей схеме расчетов», — объяснил руководитель службы внешних коммуникаций Tele2 Kazakhstan Олжас Бибанов.
По его словам, пока в Казахстане оптимального решения о том, как сделать услугу по оплате банковских услуг с телефона удобной и выгодной для всех сторон, не найдено.
«Если брать опыт других рынков, например, литовского, там эта услуга только готовится к запуску и будет доступна только абонентам postpaid-системы, то есть кредитного обслуживания. Перед этим Tele2 в Литве прошла серьезный процесс получения лицензии на оказание финансовых услуг», — сообщил он.
Что касается вопросов безопасности, что идеальной системой защиты Олжас Бибанов назвал использование мобильной цифровой подписи, которая выступает гарантом сохранности данных.
«На сегодня же, к сожалению, даже обычная ЭЦП не используется массово. Это говорит о том, что, вероятнее всего, сами потребители не готовы к столь скорому внедрению услуги. В сравнении со странами Европы, казахстанцы в большинстве предпочитают наличные расчеты за бытовые покупки», — отметил он.
В АО «Казкоммерцбанк» считают, что в перспективе большинство смартфонов, платёжных карт и носимых девайсов будут оснащены технологиями, позволяющими проводить бесконтактные платежи.
«С появлением новых технологий образ жизни людей меняется, в приоритете — рациональное использование времени, которое ограничено. Пожалуй, бесконтактные платежи способны в будущем существенно изменить привычные нам способы оплаты наличными и банковскими картами», — говорит директор департамента общественных связей «Казкоммерцбанка» Лариса Коковинец.
Она сообщила, что банком в прошлом году уже запущены бесконтактные платежи на основе технологии PayPass с помощью мобильных телефонов.
«Технология готова к массовому использованию, и в настоящее время пользователи финансового портала Homebank.kz (в том числе клиенты «БТА Банка») имеют возможность подать заявку на привязку платёжной карты к SIM-карте мобильного телефона. В скором времени технология станет доступна массовому клиенту. В настоящее время «Казкоммерцбанк» занимается разработкой бесконтактной платежной системы на базе облачных технологий, что позволит использовать смартфоны, оснащённые встроенными чипами NFC, как средство платежа без замены SIM-карты и привязки к определённому оператору мобильной связи. Также это позволит внедрять дополнительные услуги и сервисы на базе мобильного приложения, к примеру, осуществлять безналичные переводы, просто поднеся друг к другу два смартфона», — сказала она.
По словам Ларисы Коковинец, мобильная платёжная технология позволяет совершать платежи мгновенно, одним движением, при приближении мобильного телефона к бесконтактному платежному терминалу.
«Уже более тысячи таких терминалов установлено в супермаркетах, ресторанах и на других предприятиях торговли и сервиса Алматы, Астаны и других крупных городов. До конца года их число планируется довести до шести тысяч», — говорит она.
Как отметила Лариса Коковинец, технология создает множество преимуществ и для торгово-сервисных предприятий.
«Она упрощает процесс оплаты, позволяет быстрее обслуживать клиентов, уменьшает очереди в торговых залах, а также расходы предприятий на операции с наличностью. Особенно перспективно использование бесконтактной технологии в общественном транспорте, такси, супермаркетах, ресторанах быстрого обслуживания, аптеках и автозаправках», — сказала она.
Что касается вопросов безопасности, то обмен данными между сотовым телефоном и банком, в котором хранятся средства клиента, происходит по уникальному зашифрованному протоколу.
«Проблема кражи мобильного телефона решена достаточно легко — существует ограничение на одномоментный платеж в размере не более четырех тысяч тенге», — заключила Лариса Коковинец.