Зачастую мы прекрасно осведомлены о достопримечательностях, уникальных природных особенностях далеких краев, но не знаем ничего или почти ничего о своей собственной стране. Снова и снова планируем отпуск в Таиланд, Турцию, Вьетнам или в Альпы, Анды, на Памир, но даже не задумываемся, что и в Казахстане есть такие уголки, куда стоит попасть. Сегодня у нас в гостях Аркадий Поздеев, заслуженный деятель туризма Казахстана, экскурсовод, и наш разговор о внутреннем туризме.
— Наш разговор сегодня о внутреннем туризме. Откуда появляются экскурсоводы? Кто их готовит?
— Это самый больной вопрос в нашей работе. 21 февраля отмечался Всемирный день экскурсовода. Интересно, что никто из экскурсоводов даже не знал, что есть такой праздник. Это говорит о том, что в нашей стране очень мало внимания этому уделяется. Внутренний туризм в Казахстане никем не приветствуется: его избегают фирмы, его не учитывают руководящие структуры Астаны и Алматы. О нем заговорили, когда пошел шум с Кок-Жайлау. В своей книге я написал о проведенных исследованиях. Всего 2 % жителей Алматы увлекается туризмом – ходят в горы, ездят за пределы города. А
Алматинская область – это огромный туристский мегаполис: здесь есть и горы и реки, и озера, и пустыни
— на любой вкус. Только все это нужно организовать, создать условия со стороны турфирм, инструкторов и экскурсоводов.
— Но это же все востребовано. А многие даже не знают, что проводятся экскурсии по городу, не знают, куда обратиться.
— Согласен с вами. Но в газетах есть реклама по туризму. Десять и более фирм организовывают экскурсии. Мы не создаем условия инфраструктуры.
У нас плохие дороги, слабо с гостиницами.
Они строятся, но очень дорогие — человек хочет приехать, но не по карману.
— Что касается экскурсоводов, еще с советских времен этим вопросом никто не занимался. Во-первых, экскурсовода нужно готовить. Во-вторых, он должен работать по зову сердца. Потому что, если он будет официально рассказывать, на 4-ой минуте люди от него отвернутся.
— Легче справочник прочитать.
— Экскурсовод должен быть с душой и максимально компетентным. Он должен знать не только географию объекта и даты, но и его историческую сущность. События маршрута он должен интерпретировать так, чтобы слушателю было не обидно и удобно.
— Наверное, есть то, чего не нужно говорить.
— Конечно.
Экскурсовод должен иметь чувство юмора, а не быть сухим лектором.
Слушатель должен запомнить информацию и передать. Но это непросто. Я много лет занимаюсь вопросами туризма и понял, что многие хотят быть экскурсоводами, но почти ни у кого не получается. Мы готовили экскурсоводов в университете «Туран» и других вузах. Вообще по этой специальности можно готовить только там, где есть соответствующее разрешение министерства. Потому что экскурсовод – это человек, способный создавать идеологическое пространство. В советское время за этим строго следили — не отходить от линии партии и не выдавать крамолу. Сейчас свободнее, но обстоятельства требуют быть осмотрительными. Сегодня стало даже сложнее. Потому что дана свобода в национальных, исторических, географических вопросах, и нельзя попасть впросак. 24 человека будут довольны рассказом, а 25-ый скажет: «Нет. Вы говорите ерунду. Я не согласен».
— Мне кажется, у экскурсовода должно быть обязательство заинтересовать человека, чтобы он снова приехал. Это же важно для развития туризма в Алматы, в Казахстане.
— При наличии условий это было бы здоровой конкуренцией. Я бы старался, чтобы мои экскурсии были лучше, чем другие. Но государство не занимается такими людьми. А они являются прямыми помощниками государства.
Экскурсоводы могут поддержать политические, финансовые события в стране.
Можно их талантливо связывать.
— Ненавязчиво намекнуть.
— Скрасить негативные явления, отшутиться. У нас в стране такие цифры.
95 % проявляющих интерес к туризму предпочитают ездить за границу.
Турфирмы работают на зарубежные страны.
— У турфирм нет возможности иметь прибыль от внутреннего туризма. Те 5 %, которые болеют душой за внутренний туризм, просто занимаются благотворительностью. Автобусы дорогие, дороги не очень хорошие, экскурсоводы на перечет. Есть много людей, желающих быть гидами, но они не имеют квалификации, опыта. Просто самозванцы. Мне приходилось их слушать – они несут такую ахинею, что дискредитирует эту важную и нужную профессию.
Некоторые фирмы вообще выбросили романтику туризма, есть только коммерческая организация.
Везут туристов в Туркестан, чтобы показать святыни. Автобус набивается так, что гид сидит на ступеньках, потому что каждое место стоит денег. Естественно, теряется имидж. Экскурсовод – это святое. Его нужно носить на руках. Потому что его знания обогащают человека больше, чем школьные или университетские знания. Информация – ландшафт, здания, чрезвычайные ситуации — воспринимается сиюминутно.
— А кто-нибудь экзаменует экскурсоводов? Есть какие-то программы?
— Вот это и должно быть. Сейчас в Казахской академии спорта и туризма ведутся курсы экскурсоводов. Там факультет туризма. И эти курсы проводятся компетентными людьми. Контролируется специалистами факультета и Казахстанской туристской ассоциацией. Эта ассоциация – единственная организация, где есть секция экскурсоводов. Желающий прослушивает курс. Кто-то по ресурсам, кто-то по истории, кто-то по географии. Потом нужно написать реферат по теме, которая будет ключевой для этого слушателя. Собираются компетентные люди и человек защищает свою тему. Ему дают или не дают сертификат. Такое сито необходимо. Вообще на факультетах туризма в группу набирается 25-30 человек, а в туризме остаются единицы. Потому что понимают, насколько сложно в туризме, и как много нужно знать.
Быть психологически подготовленным к встрече с ребенком, академиком, уборщицей и круглым идиотом.
И доходчиво донести то, ради чего создана эта услуга. Каждый экскурсовод должен постоянно обновлять свои знания. Потому что жизнь меняется, память человека несовершенна. У нас все теснее взаимоотношения с нашими соседями – китайцами. А они очень любопытные. У них всегда много вопросов. Они в курсе всех наших дел. И это нельзя игнорировать.
— А еще суметь ответить на эти вопросы.
— Можно, конечно, сказать: «Я не занимаюсь политикой. Но это звучит неудовлетворительно».
— Вы немало сделали для внутреннего туризма. Написали немало книг, путеводителей. О чем ваша новая книга?
— У нас есть люди, которые любят свой край, свою страну. Я сотрудничаю со многими издательствами. Я был редактором 6-томника сочинений Чокана Валиханова. Был редактором 14-томника собрания сочинений Алькея Маргулана. Эти труды позволяют нам десятилетиями черпать знания, маршруты, исторические и географические события. И частное издательство «Эффект» договорилось с городским акиматом, что он заказал серию подарочных изданий по туризму. Выделили деньги на проект. Это издательство пригласило археологов, географов, ботаников, в том числе и меня. Мы полетели на вертолете через все Семиречье, засняли. У нас получилось 15 альбомов, 3 из них — мои. Это в основном Заилийский Алатау. Накопленный опыт позволил мне сделать надписи под фотографиями.
Мы отсняли такие места, о которых раньше никто не знал.
Особенно это Джунгарский Алатау. Это места терра инкогнита. Потому что дорог там нет.
— Только энтузиасты пешком.
— Там тысячи ледников, которые еще никто не видел. Один альбом так и назывался «Жетису с птичьего полета». Мы пик Талгара сняли в таких ракурсах, что люди, бывавшие там много раз, его не узнают. И по этим снимкам я создал книгу «Свидание с Жетису». Теперь мне нужны деньги для публикации этой книги. Я думаю она будет полезна в преддверии EXPO -2017.
— Вам нужен спонсор. Будем надеяться, что кто-то откликнется после нашей программы. Спасибо вам, что поделились с нами проблемами туризма. Они касаются нас всех.