Три волны мирового кризиса так или иначе заставили нас по-новому взглянуть на институт семьи. Чтобы сэкономить, многие откладывают рождение ребенка или вообще отказываются от рождения детей, съезжаются с родственниками или знакомыми в общую квартиру либо вообще радикально пересматривают отношение к традиционным семейным ценностям.
Начали ли казахстанцы «экономить» на семье? Над этими и другими вопросами размышляет Замза Кодар, директор НИИ социальных и гендерных исследований КазГосЖенПУ, доктор философских наук, член-корреспондент Российской Академии естествознания, член экспертного совета Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК.
— Действительно, вы правы, кризисы повлияли на институт семьи, и без того претерпевший структурные и функциональные трансформации. И это происходит повсеместно. Все чаще и чаще мы становимся свидетелями душераздирающих семейных историй на страницах СМИ. Однако утверждать, что казахстанцы стали «экономить» на семье, я бы не стала.
— Во всем мире наблюдается «старение» брака, растет количество «гостевых» браков. Как выглядят эти тенденции у нас?
— В настоящее время актуальным является сохранение семьи. Ведь сколько разговоров о том, что институт семьи в эпоху глобализации претерпевает кризис, изменения и даже смерть. Есть утверждения, что традиционная семья уже не существует, а возникают новые ее формы, например, однополые браки.
Да, мы живем в эпоху расцвета субкультур и в настоящие время переживаем кризис ценностей, в первую очередь — духовных. Самюэль Хантингтон еще в 1996 году, описывая свою концепцию «Конфликт цивилизаций», отмечал: «куда более важными, чем экономика и демография, являются проблемы падения нравов, культурного суицида и политической разобщенности на Западе». Одним из проявлений морального упадка он называет «распад семьи, включая возросший процент разводов, незаконнорожденных детей, подростковую беременность и неполные семьи». Согласно его концепции, существуют западная, синская, японская, индуистская, исламская, православная, латиноамериканская и (возможно) африканская цивилизации. Но только «Запад – единственная из цивилизаций, которая оказала огромный и временами разрушающий эффект на все остальные цивилизации».
Вполне естественно, что другие цивилизации борются с этим влиянием. Так, например, президент Сингапура Ви Ким Ви в своем обращении в 1989 году подчеркивал: «Традиционные азиатские представления о морали, долге и обществе, которые придавали нам силы в прошлом, уступают место более вестернизированным, индивидуалистическим и эгоистическим взглядам на жизнь». Одним из четырех предложенных им направлений работы стал такой принцип: «поддерживать семью как главный структурный элемент общества». После двухлетнего народного обсуждения увидела свет «Белая книга», где этот постулат прозвучал так: «Семья есть основная ячейка общества». Таким образом, мы видим, что одним из способов сохранения традиционного общества в Казахстане является сохранение традиционной семьи.
— Сегодня как никогда растет число пробных союзов, так называемых living apart together (живем вместе порознь), где пары имеют длительные интимные отношения, но живут отдельно друг от друга. Значит ли это, что сегодня неважны ни официальная регистрация брака, ни совместное проживание, ни наличие общего хозяйства?
— Сейчас принято говорить о кризисе семейных отношений в мировом масштабе. Многие культурологи считают, что семья – отживающий институт. Среди сторонников этой точки зрения такие крупнейшие величины, как Деррида и Тоффлер. Тоффлер процесс разрушения семьи считает необратимым: «Новации глубоко проникнут в нашу частную жизнь и создадут небывалые напряжения внутри семей». И чем развитее будет общество по мере улучшения уровня жизни, тем в большей степени семья становится источником шоков.
Американский футуролог предсказывает рост сводных семей, где все дети станут частью одной большой семьи.
«Вероятнее всего, семья разобьется вдребезги, но лишь затем, чтобы потом принять новый и странный облик», — таков неутешительный прогноз Тоффлера. Он предполагает, что нуклеарная и расширенная семья исчезнет в том виде, в каком она существовала. Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, объединяет только два поколения. Расширенная нуклеарная семья включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и других), а также людей, являющихся близкими по тем или иным причинам.
Будут распространены упрощенная бездетная семья, состоящая из мужчины и женщины, и групповая семья, имеющая разные формы групповых браков. Это и корпоративная семья, включающая несколько взрослых «от трех до шести», которые, приняв общую фамилию, жили бы сообща и вместе бы воспитывали детей. «Старческая коммуна» — такой же групповой брак, но пожилых людей. Уже есть и будут, полагает Тоффлер, и «сводные семьи»: «Они строятся на отношениях между разведенными и вступившими в другой брак парами; здесь все дети становятся частью «одной большой семьи». Будет развитие и гомосексуальных семейных союзов, и лесбийских, и полигамных. И это, подчеркивает Тоффлер, относительный прогноз. Возможно, появятся новые союзы и новые эксперименты. Процессы глобализации привели к кризису семейных ценностей, к трансформации ролей мужчин и женщин и, к сожалению, падению престижа быть семейным человеком.
— Не могли бы Вы назвать главные причины разводов в нашей стране и привести их динамику за последние 30 лет? В каких регионах больше всего разводятся?
— На первом месте причин разводов – отсутствие глубинных отношений, общения и взаимопонимания, на втором – насилие, на третьем — сексуальная неудовлетворенность. Далее следуют: эгоизм, гордость и предубеждение; непризнание своей вины и ошибок; неготовность к браку; отсутствие семейных ценностей; зависимость (наркомания, алкоголизм, интернет, телевизор); социально-экономические проблемы; преувеличение при оценке обстоятельств; незнание ролевых отличий; влияние родителей и родственников на выбор супруга, на семейную жизнь; измена; брак по расчету; бездетность; страх потерять свободу; различность социальных статусов; отсутствие семейного образования и, наконец, религиозные расхождения.
— Сейчас «на сцену» выходит поколение 1990-х. Согласно некоторым данным, по сравнению с 2011 годом численность женщин в возрасте 20-34 лет к началу 2020 года сократится почти на треть. Значит, уменьшится и количество новых семей?
— Из вашего вопроса и следует вывод, что число новых семей будет сокращаться. Ведь семья формируется из мужчины и женщины, а женщин в поколении 90-х меньше. Это верно. Кроме этого, не забывайте и о процессе урбанизации, который дает неутешительные выводы:
по последней статистике, в Алматы 60% семейных пар имеют только одного ребенка.
— Среди современных женщин бытует мнение: нынешняя семья не заинтересована в детях экономически, так как появление ребенка ведет к снижению жизненного уровня семьи и увеличению времени на домашний труд, к большей нагрузке на женщин. Справедливо ли это утверждение применительно к Казахстану?
— О каких современных женщинах вы говорите?! В Казахстане невероятно остро стоит проблема деторождаемости. Медики утверждают, что 15-16% супружеских пар бездетны. И не всегда попытки обращения к ЭКО увенчиваются успехом. Не думаю, что основная часть женщин сознательно отказывается от материнства.