Казахстанские операторы сотовой связи ответили на вопросы LS о том, как будет работать система мобильных платежей в Казахстане после принятия изменений в Законе «О платежах и переводах денег».
По данным начальника отдела мобильных финансовых сервисов «Beeline Казахстан» Тимура Шалекенова, мобильные операторы должны получить возможность совершать операцию по возврату денежных средств на электронный кошелек абонента. Для этого абоненту необходимо будет отправить СМС или воспользоваться приложением. Отметим, на данный момент для возврата денег необходимо личное присутствие абонента. «Изначально этот функционал существовал при разрыве отношений оператора и абонента для возвращения остатка средств клиента на мобильном балансе. Теперь же оператор по поручению клиента будет переводить средства со счета абонента на электронный кошелек в банке. Осуществляя, таким образом, существующее право абонента на частичный возврат неиспользованных денежных средств. Далее банк будет проводить необходимые операции по оплате и переводу денег», — объяснил Т.Шалекенов.
В Национальном банке готовят изменения в Законе «О платежах и переводах денег», которые позволят операторам связи проводить мобильные платежи. Законопроект находится в работе у консультационного совета главного банка страны. Эксперт также пояснил, что банки будут задействованы в схеме мобильных платежей, поскольку именно они являются эмитентами электронных денег.
При принятии изменений в законодательство Beeline планирует запустить такие продукты, как онлайн-платежи (ЖКХ, платные парковки, оплата общественного транспорта) и пополнение других электронных кошельков. Он также добавил, что подобная практика успешно используется в развитых странах, флагманами из которых выступают Япония и Южная Корея, а также в государствах со слабым банковским сектором – Кения, Замбия.
В свою очередь, Tele2 Казахстан предлагает внедрить систему мобильной цифровой подписи для безопасности сохранности персональных данных абонентов. «Мы позитивно воспринимаем технологию мобильных платежей, но достаточно скептически видится внедрение этой технологии на казахстанском рынке в скорые сроки. На наш взгляд, внедрение услуги мобильных платежей на казахстанском рынке реально осуществимо в течение нескольких лет. Возникает вопрос защиты персональных данных. Идеальный вариант – внедрение мобильной цифровой подписи, которая выступает гарантом сохранности данных. На сегодня же, к сожалению, даже обычная ЭЦП (электронная цифровая подпись) не используется массово. Это говорит о том, что вероятнее всего, сами потребители не готовы к столь скорому внедрению услуги – стоит лишь взглянуть на статистику использования банковских карт», — отметили в Tele2.
В компании считают, что оптимального и выгодного решения по системе взаиморасчетов абонента и оператора для всех задействованных сторон не найдено. «Например, в Литве услуга готовится к запуску и будет доступна только абонентам пост-пейд-системы, то есть кредитного обслуживания», — сообщили в Tele2.
По мнению генерального директора «Кселл» Арти Отса, на рынке вполне возможен запуск оплаты товаров и услуг мобильными платежами. А также не исключает появление микрокредитования. «Конечно, сейчас рано об этом говорить, мы работаем в этом направлении. Я думаю, что для наших клиентов будет очень удобно иметь такую возможность. Но сначала будут закон, лицензия и потом услуги. Могу сказать, что мы ведем переговоры с банками», — пояснил А.Отс.
Тимур Шалекенов ожидает, что «вовлечение мобильных операторов расширит рынок банковских услуг». Изменения состоят в том, что оператор вовлекает банки в работу с микроплатежами которые по большей части сегодня проходят через наличные средства. «Для банков расширяется агентская сеть по приему платежей и наличности. Теперь каждый телефон станет в какой-то степени банковским агентом», — заключил эксперт.
Tele2 придерживается мнения о том, что коммерческие банки не должны опасаться новых конкурентов в сегменте мобильных платежей. «Сейчас для наших абонентов действует безкомиссионное пополнение через терминалы Qiwi, эти издержки покрываются нами. Мы готовы делать это для наших абонентов, если деньги, которые они отправляют на счет мобильного телефона, используются по назначению – на оплату мобильной связи. Но если средства будут списываться на другие покупки, на нас лягут серьезные затраты при существующей схеме расчетов», — резюмировали в компании.