Присоединение Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) позволит нашим гражданам ввозить машины из соседней республики, не растамаживая их. Однако тем, кто купил «киргизов» раньше и попал под конфискацию машин, это вряд ли поможет. Автомобили, которые были изъяты таможенниками и сейчас стоят на складах временного хранения (СВХ), не вернутся к своим хозяевам.
В 2013-2014 годах дорожные полицейские совместно с таможенниками устраивали рейды — останавливали на дороге и отправляли на СВХ машины с киргизскими номерами, за рулем которых находились граждане Казахстана. Водителям тогда объясняли, что нельзя ездить по стране на машине с иностранными номерами по доверенности – это нарушение ст. 470 Кодекса РК «О таможенном деле в Республике Казахстан».
– В результате таких рейдов в 2013 году было возбуждено 2 675 административных дел по фактам незаконной передачи права пользования временно ввезенных «железных коней». В 2014 году был задержан 771 иностранный автомобиль, используемый с нарушением закона, и заведено 550 материалов по фактам невывоза с таможенной территории в установленные сроки временно «импортированных» машин, – сообщил официальный представитель Комитета госдоходов Жамбыл Сураганов. – В этом году только по городу Алматы за 1 квартал 2015 года выявлено два факта превышения установленных сроков нахождения киргизских машин на территории Казахстана.
Сейчас, по данным Комитета госдоходов, на СВХ находится порядка 500 автотранспортных средств, зарегистрированных на территории Кыргызстана с нарушением таможенного законодательства ЕАЭС.
– Большинство автомобилей с киргизскими номерами, находящиеся сейчас на СВХ – а это 15-20 летние транспортные средства, в основном с правым рулем, – говорит эксперт. – Эти машины, в большинстве своем, не выдерживают никакой критики, все более-менее нормальные уже давно забрали владельцы и вывезли их назад в Кыргызстан.
Тем не менее владельцы этих стареньких и зачастую праворульных машин сейчас очень ждут, когда Кыргызстан присоединится к ЕАЭС и рухнут все таможенные барьеры — люди верят что им это поможет. И, кажется, верят напрасно…
Как эти киргизские машины вообще оказались на СВХ? Люди нарушили закон, когда решили, что могут ввезти в Казахстан машину, не растаможив ее.
– Основная масса легковых автотранспортных средств, ввезенных из Кыргызской Республики, перемещались через таможню «Кордай». При этом, как правило, через таможенную границу автомобиль следовал под управлением владельца автомобиля – гражданина Кыргызской Республики, который имеет право ввести автомобиль для личного пользования сроком на один год без уплаты таможенных платежей. В дальнейшем многие из данных автомобилей незаконно передавались гражданам Таможенного союза. Таким образом, таможенное декларирование и контроль производились согласно нормам законодательства, и в данных случаях сотрудники таможни «Кордай», пропуская авто, действовали в рамках требований законодательства, – сказал Жамбыл Сураганов.
Однако затем в Казахстане началась охота на такой атвотранспорт.
– Транспортные средства для личного пользования, эксплуатируемые с нарушением норм таможенного законодательства, помещались на склады временного хранения с составлением акта размещения, – объясняет Жамбыл Сураганов.
В этом хранении на СВХ и кроется проблема.
Основная сложность в хранении машин из Кыргызстана на СВХ даже не в законах и таможне — соль именно в том, что машины хранятся на СВХ, а это стоит денег, и немалых. За год хранения может набежать сумма от 500 000 тг и выше. К тому же все СВХ частные и владельцы их не склонны заниматься благотворительностью – счет всегда выставляют по полной. Если сравнивать эту сумму со стоимостью самого «груза», сильно подержанной иномаркой, кажется, что проще забыть об автомобиле, чем пытаться вернуть его.
– Может быть, хозяевам этих автомобилей удастся договориться с владельцами СВХ и они сторгуются на какой-то не очень большой сумме, – сказал в телефонном разговоре с корреспондентом 365info источник, знакомый с ситуацией. – Везде разные тарифы. У кого-то ценник невысокий, можно будет договориться за 500 000 тенге, вот например у СВХ «Астана-Контракт» тариф выше – год может обойтись тысяч в 800-900. Но бесплатно машины никто не отдаст.
В Комитете госдоходов уже подчеркнули, склад временного хранения является самостоятельным коммерческим субъектом и таможенные органы не могут регулировать их деятельность. То есть таможенники могут поместить автомобиль на СВХ, но на этом их компетенция заканчивается, дальше у таможенников полномочия есть, а что касается финансовых вопросов, то здесь компетенция заканчивается.