Правительство Казахстана не всегда осознает собственное сильное положение в переговорах с Китаем. Такое мнение LS высказал казахстанский аналитик Расул Рысмамбетов.
«Казахстан богат ресурсами, которые нужны Китаю для развития своего западного региона — СУАР (Синьцзян-Уйгурский автономный район. — Прим. LS) и в целом всей страны. Не владея исключительно дешевыми или уникальными природными богатствами, Казахстан граничит с Китаем, что снижает риски и стоимость добычи ресурсов и их отправки в Поднебесную», — пояснил Р. Рысмамбетов.
Помимо этого, по словам спикера, Казахстан — безопасная и экономически выгодная транзитная зона между Китаем и Европой.
«У Казахстана уникальный для Китая транзитный потенциал на европейскую часть России и дальше в Европу. Самый безопасный и экономически выгодный путь лежит через нас. Именно поэтому программа развития Западного Китая — приоритетная для Пекина. Кроме того, Казахстан может играть роль безопасного маршрута в Иран», — отметил Р. Рысмамбетов.
Спикер отметил плюсы и минусы того, что Китай активно строит объекты промышленности в Казахстане. В качестве преимущества Казахстан получит доступ к быстрой модернизации промышленности и трудоустройству граждан.
«У нас появится рынок труда для высококлассных инженеров, какие-то базовые технологии, с чем мы могли бы работать сами и где проходили бы практику наши специалисты», — подчеркнул спикер.
Главный риск — получить вчерашние технологии и быть завязанными исключительно на китайские комплектующие, считает Р.Рысмамбетов. «Финансовые риски — Китай чаще выдает кредиты Казахстану, на которые мы уже нанимаем китайцев же. Одной рукой давая нам деньги, другой рукой Китай забирает их через китайских подрядчиков на проектах. Мы остаемся должны. Проблема в том, что казахстанское правительство не всегда четко осознает свое сильное положение в переговорах с китайскими партнерами. Мы могли бы получать в разы больше», — поясняет аналитик.
Напомним, в Казахстане растет количество китайских предприятий. В частности, китайские компании намерены построить два цементных завода в Кызылординской области.
«Китай строит эти заводы на свои деньги. Более того, китайские компании сами и покупают произведенную продукцию. Тут Россия не может быть конкурентом в силу того, что Китай лидирует в машиностроении и недорогих решениях для производства. Из других стран могла быть Германия. Однако ее технические решения дорогие. А самые близкие рынки сбыта для Казахстана — это Россия и Китай. Эти рынки не смогут позволить себе дорогостоящую продукцию, изготовленную на немецком оборудовании. Да, если закупать немецкое оборудование, клиенты найдутся. И, может, это будет выгоднее, чем китайские станки», — считает Р. Рысмамбетов.
Как сообщал ранее LS политолог Досым Сатпаев, Китай активно инвестирует в добывающую промышленность Казахстана для обеспечения собственной экономической безопасности. При этом Китай мало заинтересован в инвестировании в обрабатывающую промышленность Казахстана.
Данные комитета по статистике Миннацэкономики свидетельствуют о снижении товарооборота между Казахстаном и Китаем. Показатель в январе-феврале 2015 года относительно аналогичного периода 2014 года снизился в два раза — с 3,6 млрд до 1,8 млрд долл.
Если в январе-феврале 2014 года объем экспорта Казахстана в Китай составлял почти 2,6 млрд долл., что было в 2,5 раза больше импорта, то в январе-феврале 2015 года экспорт снизился до уровня в 889,1 млн долл. Таким образом, экспорт Казахстана сократился в 2,9 раза.