Выборы президента Казахстана прошли при беспрецедентной активности населения. Хотя и государственные органы со своей стороны также проявили высокую степень активности в мобилизации всех сил и ресурсов, но все-таки очевидно, что интерес общества к этим выборам был наиболее высоким за многие годы. Даже в центральной части города Алматы, всегда весьма критически настроенной к власти, можно было наблюдать очереди на избирательных участках.
Во многом это было связано с тем, что все познается в сравнении. И та колоссальная конфронтация, военная и идеологическая, которая происходила на постсоветском пространстве в последний год и которая вызвала настоящий раскол среди части общества по отношению к украинскому кризису, не могла не обеспокоить общественное мнение. Все те, кто жестко дискутировал в интернете, кто выражал в сети свою позицию весьма радикальным способом,
все, кто оказался в Казахстане из-за Украины и Крыма по разные стороны идеологических баррикад, не могли не осознавать всю важность выборов.
Люди фактически заглянули в глубину пропасти, они не могли не испугаться того, что увидели. Потому что одно дело жесткие дискуссии, а совсем другое обычная жизнь.
И в этой ситуации государство с его достаточно взвешенной позицией стало выглядеть в глазах общественного мнения, как реальный гарант неизменности обычной спокойной и бесконфликтной жизни. И хотя
сторонникам Донецкой республики не нравится, что в Казахстане сажают казахстанских граждан за участие в боевых действиях на стороне сепаратистов, а ее противникам, что Астана продолжает курс на интеграцию в рамках ЕАЭС,
тем не менее, все они не могут не отдать должное последовательности действий казахстанских властей и демонстрируемой при этом уверенности в своих силах.
Любое общественное мнение ждет от государства относительной справедливости, даже если у него есть вопросы к отдельным аспектам государственной политики. В этом смысле государство не обманывает ожиданий общества. Оно не делает резких движений, как во внутренней политике, так и в финансово-экономических вопросах. Например,
общество не могло не оценить отказ от следования российской политике в вопросах девальвации
Хотя в рамках ЕАЭС это решение ведущей экономики всего объединения создало очевидные трудности. Соответственно возрастает ценность государства, как гаранта неизменности положения населения страны. При всем возможном недовольстве на локальном уровне обществу есть что терять и на фоне всеобщей нестабильности в окружающем нас мире, Казахстан при всех нюансах, все равно выглядит островком стабильности. И, естественно, что это ассоциируется с именем президента Нурсултана Назарбаева.
Так получилось, что накануне прошлых президентских выборов в Казахстане в соседней Киргизии произошли две революции — в 2005 и 2010 годах. Эти события тогда шокировали общество и лишний раз подчеркнули ценность политической стабильности в Казахстане. В тот раз многие оппоненты власти говорили, что государственное телевидение злоупотребляет картинками из Киргизии с их погромами и беспорядками. В этот раз ничего не надо было доказывать и показывать.
Российская и украинская пропаганда совместными усилиями продемонстрировали тот вариант развития событий, который никому в Казахстане не нужен,
ни в его первой части, с украинским майданом, ни во второй, с весьма агрессивной российской политикой.
Несомненно, что теперь у Казахстана есть определенность на среднесрочную перспективу. Кроме того, заметно выросли возможности в том числе и для проведения многовекторной политики. Не секрет, что конфликт между Россией и Западом ограничил пространство для внешнеполитического маневра. Сегодня эти возможности объективно расширились. Но самое главное, у Казахстана теперь есть время спокойно рассмотреть самые разные возможности.
Источник: Институт мировой экономики и политики.