Нур-Султан
Сейчас
-7
Завтра
-15
USD
426
-2.48
EUR
506
-2.18
RUB
5.61
-0.01

Если бы я была акимом Алматы: автомобили и пешеходы, тотальный базар или город-сад

6548

Имею право. У меня в голове так же, как у всех алматинцев, перевернуты север и юг, так же есть верх и низ, я ориентируюсь по пересечению улиц и считаю расстояние кварталами. У меня в памяти — образ Алматы, которую уже ничто не изменит. Если совместить этот образ с сегодняшним обликом города, совпадений будет немного. Это и понятно — жизнь. Я не за ностальгию, не за возвращение в прошлое, которое сакрально. Я о практическом, о бытовых глупостях, которые, увы, переполняют Алматы, и изменить которые вполне по силам властям города. Итак…

Если бы я была акимом Алматы, то первым делом,

я бы как следует подумала, по каким улицам разрешать движение автомобилям, а где запрещать.

В старый центр, этот заповедник тенистых аллей и тихих улочек, я бы разрешила въезд только жителям района. Ну, может быть, ещё и тем, у кого там место работы. Все остальные — пешком или на общественном транспорте.

Я бы восстановила старые трамвайные линии

тролл

и проложила бы новые. Например, по Абылай-хана. Это же ее датский урбанист Ян Гейл предложил сделать пешеходной? Только трамваям из наземного общественного транспорта должно быть позволено рассекать по пешеходным улицам. Под землей – метро.

Конечно,

на границе с пешеходными зонами и внутренними кварталами пришлось бы построить огромное количество парковок.

Многоэтажных зданий или огромных подвалов. И цена за парковку в этой части мегаполиса была бы немалой. Как в Амстердаме, например. Если горожанин может заплатить в этом районе за кофе, кока-колу, коктейль 500, 800, 1500 тенге, то и на парковку у него хватит. Окидывая хозяйским глазом старые микрорайоны, я понимаю: слабое место. Парковать машины негде, построить парковки тоже негде. Надо думать. Хотя, может, волшебник Ян Гейл уже наметил выход из положения? Кто знает.

Ещё я бы запретила в Алматы ездить на машинах, уровень выброса выхлопных газов которых превышает определённую границу.

Всем, кто ездил на старых машинах, пришлось бы обзавестись более юными, экологически приемлемыми. А чужие, понаехавшие из менее обеспеченных провинций, вообще не могли бы въехать в город на каком-нибудь чихающем и кашляющем чёрным дымом агрегате. Прошедшие комиссию автомобили, соответствующие экологическим новым требованиям, получили бы специальные зелёные наклейки на ветровое стекло, означающие право перемещения в черте города – это, чтобы каждому постовому и не только ему сразу было ясно, загрязняет ли машина в допустимой степени городскую среду или нет.  Да, и автобусы тоже пришлось бы заменить на новые, а старые снять с маршрутов.

Что касается общественного транспорта, то

я бы напечатала схему маршрутов и разместила её на всех остановках.

остановка

Тогда избыточными бы стали кондукторы-глашатаи-зазывалы, хотя терять их очень жаль, ведь своими криками они добавляют городу восточный колорит. Билеты бы продавались в автоматах. И не на одну поездку, а по зонам, чтобы можно было бы пересаживаться многократно при движении в одном направлении, заплатив один раз. Экономия времени и денег.

Если бы я была акимом, то

я бы ввела строгие правила, регламентирующие размещение наружной рекламы на домах, а тем более сооружение пристроек, крылец, помпезных входов, уродующих облик улиц.

Притом не только на тех зданиях, которые охраняются как памятники истории и архитектуры, но и на абсолютно банальных, определяющих, правда, общий облик города, маркирующих его историю, смену стилей. И в этом случае, как и с автомобилями, многим бы пришлось понести финансовые потери: убрать все то, что понастроили, разрушить «мраморные», кирпичные, стеклянные фасады. Заменить наружную рекламу на более сдержанную, не агрессивную.

Я бы учредила специальную комиссию из историков, краеведов, архитекторов и дизайнеров, которые бы выдавали разрешения на каждый шаг, совершаемый в городской среде и контролировали бы исполнение своих требований.

Время тотального базара в прошлом. А вот исторических — Зелёного, Никольского, Тастакского и других — в настоящем. Им стоило бы присвоить статус исторических памятников, сохранять их, довести их образ до знакового. Базар – это часть городской идентичности.

Комиссия по контролю за эстетическим образом города стала бы кошмаром не только для коммерсантов, но и для обычных жителей, так любящих стеклить балконы и лоджии из подручного материала, устанавливать разные штуковины (спутниковые антенны, сушилки для белья) на фасадах, и, что совершенно удивительно, утеплять, герметизировать одну отдельную квартиру, покрывая желтоватыми пластами, как чешуей, участки наружных стен.  Запретить вовсе нельзя, Алматы – южный город, каждый хочет хоть как-то повлиять на микроклимат квартиры, но вот регламентировать, ввести нормы необходимо. Если каждый не задумывается о цельном облике фасада, устраивая свое личное внутреннее пространство, то это должен сделать за него акимат.

Если бы я была акимом Алматы, я бы начала замену старых деревьев на молодые.

парк

На улицах и в парках: преклонный возраст многих, их болезненное состояние бросается в глаза. Я бы обязала владельцев домов или арендаторов, жителей первых этажей ухаживать за газонами и клумбами, находящимися на примыкающих к зданиям территориях, косить траву, подрезать кустарники, высаживать цветы. За общественными участками — площадями, парками, аллеями — следит Зеленстрой, за свой двор, улицы вокруг отвечать стал бы каждый сам. Сам себе садовник.

Красивый город — это не только побеленные деревья и урны через каждые десять метров, это ещё и ухоженность зелёных насаждений, их здоровье.

Спасибо, что дочитали — я знаю о своей наивности

Понятно, что все мои «если бы» — это мечтания идеалиста. В реальности было бы все не так. Каждый алматинец знает различные способы обхода законов и предписаний, не понаслышке, у всех есть свой собственный опыт запасных путей решения проблем. Нельзя въехать в центр город на машине? Есть брат, кум, сват, который сделает нужную справку. Нельзя построить дополнительное крыльцо, вывесить наружку на полдома? Выход есть — если не деньги, то взятка «борзыми щенками».

Одним словом,

одного нового акима мало для решения городских проблем, городу необходим и новый прогрессивный, думающий житель.

А это уже вопрос воспитания. Положительный опыт ведь уже есть: каждый алматинец — это сознательный, воспитанный пешеход.

«Поуехавшая» я была в гостях в Аламаты  в 2011, когда ещё свежи были воспоминания о драконовых мерах, страшных штрафах, воспитывающих водителей. Тогда мне рассказывали легенды о сидящих в ветвях деревьев постовых полицейских, которые неожиданно спрыгивали сверху и безжалостно штрафовали водителя, не пропустившего пешехода. Пешеходы же в тот переходный момент разбаловались до крайности, почувствовав безопасность и безнаказанность, они начали переходить улицу в любом месте, медленным шагом, почти ползком. В настоящий момент найдено равновесие. Пешеход находит переход и водитель пропускает. Все верно.

Прежде чем стать акимом Алматы, я бы постаралась сделать из самой себя прогрессивного, правильно думающего нового жителя:

сознательно пользовалась не автомобилем, а общественным транспортом, покупала бы продукты не в случайной лавке, а у производителя на базаре, думала о внешнем облике своего дома, а не только о внутреннем, ухаживала за газоном и деревьями.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter