Жильцы трех относительно недавно построенных по госпрограмме «Доступное жилье» домов в Петропавловске живут под постоянным страхом — некачественно построенное жилье давно стало для них источником тревоги, а не радости. Несмотря на многочисленные дефекты построек, чиновники признали жилье пригодным для проживания.
Проблемы жилищного строительства в Северном Казахстане давно стали притчей во языцех. Город то и дело сотрясают громкие скандалы, связанные с коррупционными преступлениями: прежние чиновники слетают со своих должностей, а новоприбывшие отвечать за ошибки своих предшественников традиционно не торопятся. А отвечать есть за что.
Например, многострадальные девятиэтажки по улице Юбилейной в Петропавловске возводили так долго, что жильцы уже потеряли надежду когда-нибудь вселиться в них. А когда в 2011 году торжественное вручение ключей новоселам все же состоялось, выяснилось, что горожанам подсунули кота в мешке. В двух из трех построенных домов
постоянно не работала канализация, промерзали стены, а сырость впиталась во все предметы обихода.
Кроме того, жители жаловались на архитекторов, спроектировавших хоромы так, что мебель не входила в дверные проемы, застревала на лестничных маршах. Отчитываясь о проделанной работе перед СМИ, чиновники вяло огрызались, мол, все соответствует нормам. Судьба третьего дома оказалась наиболее плачевной.
— Согласно заключению экспертов, 126-квартирный арендно-коммунальный дом по улице Юбилейной, 9б, подлежит признанию непригодным для завершения строительства и дальнейшей сдачи в эксплуатацию в связи с выявленными критическими дефектами несущих конструктивных элементов, что может привести к разрушению здания, – рассказала два года назад на брифинге, посвященном фактам нарушений при строительстве жилья в рамках госпрограммы «Занятость-2020», старший прокурор Северо-Казахстанского областного управления прокуратуры Тлектес Шукетаева. — Также, несмотря на очевидность дефектов, жилой дом комиссией принят в эксплуатацию и заселен. По данному факту прокуратурой города возбуждено уголовное дело по ст. 176 ч. 3 (присвоение или растрата вверенного чужого имущества).
Это стало понятно после того, как сотрудники акимата решили дом не сносить.
-Действительно, 2 года назад этот дом был введен в эксплуатацию, и сейчас Карагандинским государственным техническим университетом проводится работа по техническому обследованию дома. На эти цели были выделены средства из городского бюджета. К 30 июля будет выдано техническое заключение по дальнейшей эксплуатации этого объекта. Пока проводится обследование несущих колонн и фундамента, и явных нарушений нет, — сообщил еще в 2013 году и. о. начальника управления строительства СКО Ратмир Усманов.
На разработку проектно-сметной документации для завершения строительства были выделены 6,5 млн тенге. Сумма внушительная, если учесть, что строительство 126-квартирного дома обошлось в 514 млн тенге бюджетных средств. Бывший аким Петропавловска Тулеген Закарьянов предложил сделать из дома перевалочный пункт: заселить его теми, кто срочно нуждается во временном жилье.
-Надеюсь, создадим в этом году программу сноса аварийного и ветхого жилья. И вот эти люди из аварийного жилья или погорельцы, малоимущие, которые живут в ужасных условиях, могли бы жить там какое-то время, дожидаясь своей очереди, – предложил он.
Как оказалось, надеялся на лучшее аким зря. Так получилось, что в октябре прошлого года он внезапно покинул свой пост по собственному желанию. Впрочем, об истинных причинах увольнения Закарьянова прессе так и не сообщили. Вскоре за получение взятки в размере 10 тысяч долларов был задержан и исполняющий обязанности начальника управления строительства СКО Ратмир Усманов, проработавший на своем посту около года. В суде Усманов вину не признал. А 6 марта уже этого года сотрудники антикоррупционной службы по Северо-Казахстанской области по подозрению в неоднократном получении взяток от предпринимателей за ускоренное рассмотрение и утверждение землеустроительных проектов задержали руководителя отдела земельных отношений Петропавловска Динару Сагинову. К упомянутым новостройкам она вряд ли имела какое-то отношение, однако становится ясно:
случись в городе авария, спросить будет не с кого. Чиновники будут кивать на предшественников.
После ряда коррупционных скандалов в регионе и Самат Ескендиров покинул свой пост, а с его уходом практика брифингов для СМИ, отчетов руководителей департаментов прекратилась. Жители девятиэтажек бьют тревогу ежедневно, добиваясь если не расселения, то хотя бы капитального ремонта дома, однако не могут ничего добиться — городские власти предпочитают отмалчиваться и делать вид, что проблема не существует.
Кроме строительных неполадок, установленные водяные счетчики не числятся в реестрах горводоканала. Обитатели девятиэтажек попросту не знают, как оплачивать услуги предприятия, и опасаются, что в конечном итоге им преподнесут астрономические счета за пользование водой и канализацией.
Ежедневно в квартирах слышен странный треск.
От жильцов злополучных девятиэтажек к нам в руки попал любопытный документ, из которого следует, что основной несущей конструкцией аварийного дома являются бетонные перекрытия, плотность которых в отдельных местах ниже минимума примерно в семь раз.
«…Согласно протоколу испытаний № 28 от 26.11.2012, прочность бетона на сжатие на испытанных участках основной конструкции здания не соответствует проектной марке бетона В25, принятой в рабочем проекте…
…При определении бетона на сжатие неразрушающим способом железобетонных колонн в подвале выявлено, прочность бетона в колоннах на более 50% ниже расчетной прочности бетона на сжатие и не соответствует проектной прочности бетона в железобетонных конструкциях…
…Металлические уголки и пластины усиления обеих железобетонных колонн подвергнуты коррозии, антикоррозийная защита металлических конструкций не выполнялась…
…В конструкциях диафрагм жесткости здания выявлено образование и раскрытие вертикальных трещин толщиной до 1 мм от уровня плит перекрытия вниз к ростверку фундамента…»
И так далее. Нарушения эксперты нашли буквально во всем: от стен, фундамента и перекрытий до лестничных маршей и лифтовых шахт. Экспертиза признала состояние дома неудовлетворительным и опасным, хотя не надо быть специалистом, чтобы это понимать. Достаточно взглянуть на отлетающую плитку, которой облицован дом.
Сорвись такая плитка в тот момент, когда под домом будут гулять жильцы, летальный исход неминуем,
облицовывать дома примененным способом запрещено.
Чиновники, тем не менее, считают иначе. Почему дома изначально возводили с многочисленными нарушениями — неизвестно. Хотя впоследствии архитектор Виктор Кинтслер оказался в суде, оправдавшем его действия. На заседании в городском маслихате руководитель городского отдела строительства Серик Сабралин заявил: все экспертизы закончены, их провели независимые компетентные эксперты, и по их решению дома подлежат не сносу, а ремонту и реконструкции. Правда, во сколько обойдется реконструкция, страшно представить.
Следствие по делу, кто же все-таки виноват в постройке аварийного дома, тянется как жвачка, в уголовном деле по факту растрат фигурировали даже неустановленные лица. До сих пор никаких результатов по этому делу нет. Стало быть, претензии предъявлять некому. Застройщик, директор ТОО «РИЖ-Курылыс» Серик Акжанов свою вину не признал. Более того, теперь он судится с городским акиматом, недоплатившим ему порядка 96 млн тенге. В это же самое время дома продолжают разваливаться, растаскиваться вандалами и элементарно ветшать, а жильцы, укладываясь спать, надеются, что их жилище не сложится как карточный домик.