В марте в вотчине министра образования Аслана Саринжипова было жарко: к нему с проверкой нагрянули сотрудники администрации президента (АП) и Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции. То, что они обнаружили в деятельности главного образовательного ведомства, просто шокирует. Такие материалы редко становятся достоянием гласности.
«За последние два года структура министерства подвергалась изменениям пять раз, в том числе один раз с нарушением норм действующего законодательства», — говорится в справке о результатах проверки.
Министр Саринжипов, судя по документу, перевел в свою службу обеспечения сотрудника управления кадровой работы, тогда как подобного рода изменения должны вноситься ответственным секретарем и только при реорганизации госоргана и изменении его функций. Помимо этого,
в нарушение двух президентских указов глава МОН РК трижды назначал на руководящие должности Анар Каирбекову, которая в 2013 году не прошла в кадровый резерв корпуса «А» и даже была уволена по итогам проваленного тестирования
— с должности члена ревизионной комиссии по Жамбылской области.
«Итоги тестирования по управленческим компетенциям свидетельствуют о недостаточной подготовке г-жи Каирбековой к руководящей работе:
В результате Каирбекова А. была уволена с должности члена ревизионной комиссии по Жамбылской области», — говорится в справке по итогам проверки.
Комиссия, в состав которой, к слову, входили 4 человека: 2 сотрудника отдела госслужбы и кадровой политики АП и 2 — Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, выявила также высокую текучесть министерских кадров. Только в 2014 году в МОН РК сменилась одна пятая часть всего коллектива. Это притом, что установленная в стране норма чистой сменяемости кадров в госструктурах не должна превышать 9%.
Происходящее объясняется тем, что сотрудники министерства не удовлетворены условиями труда, а в коллективе царит нервозная обстановка. Опрос сотрудников показал, что у
74% опрошенных возникало желание перевестись в другой государственный орган или уволиться с государственной службы.
«Наибольший уровень сменяемости в 2014 году отмечен в департаменте внутреннего контроля (штатная численность — 8 единиц). После назначения в январе 2014 года на должность директора Каирбековой А. были уволены семь должностных лиц департамента. Со слов четверых сотрудников, они были переведены в другие структурные подразделения Министерства по принуждению Каирбековой А.», — пишут проверяющие.
Комиссия выяснила, что
пятеро из семи уволенных или переведенных имеют стаж работы на госслужбе более 10 лет, тогда как только один из шести вновь принятых в департамент работал в системе образования. Никто из новичков не имел опыта работы в центральных госорганах.
«Некоторые сотрудники Министерства в ходе беседы с ними отметили, что после назначения в январе 2015 года на должность директора административного департамента Каирбекова А. продолжает использовать методы управления персоналом, противоречащие нормам Кодекса чести госслужащих», — говорится в справке по итогам проверки.
Анализ работы главного образовательного ведомства показал, что в нем нарушается очередность при распределении жилья.
«В очереди на получение жилья состоят 142 сотрудника министерства. В 2014 году проведено 6 заседаний жилищной комиссии. По результатам рассмотрения заявлений 10 сотрудникам предоставлены служебное жилье или комната в общежитии».
В 2014 году, например, две сотрудницы МОН РК получили служебное жилье, проработав в ведомстве меньше одного года и имея в составе семьи по одному человеку. Тогда как в списке очередников состоят сотрудники, проработавшие в министерстве более 10 лет и имеющие в составе семьи 5 и более человек.
В министерстве не ведется контроль учета рабочего времени.
Проверка показала, что в ведомстве одни часто опаздывают на работу, а другие — пашут сверхурочно. Вынужденных трудоголиков оказалось 92% из числа опрошенных комиссией.
Проблема в МОН РК и с отпусками: за 2014 год 50 сотрудников в сумме накопили 750 неиспользованных календарных дней отпусков, то есть в среднем они отдыхали 15 дней вместо 30 положенных.
«36% респондентов получали невыполнимые или выходящие за рамки их обязанностей поручения, 18% сотрудников принуждались руководством к увольнению по собственному желанию или переводу на нижестоящую должность, 48% респондентов отрицательно оценивают морально-психологический климат в коллективе», — показал опрос проверяющих.
На этом фоне крайне ущербной выглядит система материального стимулирования работников за их профессиональные заслуги и эффективность деятельности.
«В 2014 году были установлены надбавки от 50 до 100% к должностным окладам 15 сотрудникам Министерства, четверо из которых приняты в департамент внутреннего контроля вместо сотрудников, уволенных с приходом нового директора Каирбековой А. Более того, двое из них имеют надбавки в размере 100% к должностному окладу уже с первого дня работы в Министерстве.
Каирбекова А. также получает стопроцентную надбавку со дня назначения на должность после получения результатов спецпроверки», — выяснилось в ходе анализа работы ведомства.
Как попало в министерстве ведется и делопроизводство. Например, журналы регистрации приказов по основной деятельности не пронумерованы, не прошиты и не опечатаны, а оригиналы 9 приказов вообще отсутствуют.
«Выявлено наличие «свободных» номеров в журнале регистрации приказов (как правило, в целях регистрации приказов «задним числом)», — указывают проверяющие.
В личных делах двух сотрудников министерства на момент проверки отсутствовали справки о сдаче деклараций за 2013 год, а в личном деле работника Борибекова К. свободно лежит копия документа с грифом «секретно».
Кроме того, что в Министерстве образования творится настоящий хаос в документообороте и условиях работы сотрудников,
непосредственное руководство ведомства игнорирует предписания проверяющих органов об устранении нарушений.
Например, незаконное назначение на должности Анар Каирбековой было обнаружено Агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции еще в декабре 2014 года, однако в «наказание» за это работница спустя месяц переназначается на другую, не менее руководящую должность.
Кроме того, Аслан Саринжипов проигнорировал обращения к нему трех бывших сотрудников департамента внутреннего контроля на непозволительные методы работы в коллективе госпожи Каирбековой.
После этой проверки министру Саринжипову молчанием просто не откреститься. В письме заведующего отделом госслужбы и кадровой политики Акорды Марата Дауешова на имя руководителя администрации президента Нурлана Нигматулина от 31 марта 2015 года говорится:
«По информации департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по городу Астане, в настоящее время в отношении Каирбековой А. проводится досудебное расследование по факту злоупотребления должностными полномочиями».
Вопиющие факты, всплывшие в деятельности МОН РК, не были случайностью. Вполне возможно, комиссия высокопоставленных чиновников и не нагрянула к Аслану Саринжипову в гости, если бы не лопнувшее терпение работников министерства, которые решили «взорвать» эту клоаку.
Например, бывший главный эксперт департамента внутреннего контроля МОН РК Юрий Герасимок, инвалид 3-й группы, отработавший на госслужбе 20 лет, не стал терпеть выходки новой шефини. Какую жизнь он устроил директорше, попросившей его уволиться по собственному желанию с мотивировкой «мы с вами не сработались», читайте в следующей публикации.