Аменгерство — давняя традиция казахов, по которой овдовевшая супруга выходила замуж за одного из братьев своего мужа. К сожалению, в современном обществе некоторые не совсем правильно воспринимают этот древний обычай, продиктованный великой идеей гуманизма. Возможно, этому способствовало желание отдельных личностей советской эпохи, пытавшихся показать казахов отсталым, диким народом.
Смысл обычая заключался в следующем: если умирал мужчина, то на его вдове должен был жениться один из его братьев или кто-нибудь из близких родственников покойного. В свое время этот обычай подробно описали ученые Ибрай Алтынсарин, Халел Аргынбаев, Шайзада Тохтабаева и др.
В степи, где выживал сильнейший, одной вдове прожить с малолетними детьми было практически невозможно. О возвращении женщины, оставшейся без мужа, к своим родичам не могло быть и речи — она уже считалась человеком рода своего мужа. И, чтобы осиротевшие дети не остались без кормильца и защиты своих родственников, а вдова без крепкого мужского плеча, наши предками был и придуман этот обычай. В казахской степи, где подавляющее большинство промышляло скотоводством, постоянно перекочевывая с одной местности в другую, мужская сила играла решающую роль. С другой стороны родственники умершего не желали отдавать на сторону имущество родича, унаследованного вдовой. То есть обычай имел как в морально-этический, так и экономический аспект. Притязания на руку вдовы человека из другого рода были почти невозможны. Поэтому появилась пословица: «Аға өлсе, жеңге мұра, іні өлсе, келін мұра» («если умирает старший брат, то его жена переходит младшему, если умирает младший — жена переходит к старшему»). Если же вдова не желала выходить еще раз замуж, а у покойного остались взрослые сыновья, решившие взять на себя заботу о матери, они объявляли о своем решении, пригласив родичей на беседу за дастарханом.
Бывало и так, что вдову, нежелавшую выходить за деверя, вынуждали разными способами. И она соглашалась так, как у нее другого выхода просто не было. Но вместе с тем имели место неординарные случаи, когда обычай нарушался в пользу вдовы. В таком случае, она брала с собой только свое приданое, а тот, кто брал ее в жены, должен был заплатить за нее калым.
Если увещевания не помогали, и вдова ни в какую не соглашалась стать женой родственника мужа, проводили старинный обряд для того, чтобы все прошло без ущерба для семьи. Братья мужа, не допуская вдову к двери юрты, разрешали ей покинуть помещение. Тогда вдова приподнимала край юрты, и проползала наружу. После чего она могла выйти замуж за своего избранника. Естественно, она не брала ничего из имущества, и уходила только в той одежде, которая была на ней.
Это краткое описание аменгерства — левирата в казахской степи. На первый взгляд, все просто. Однако за каждым случаем — человеческие судьбы.
Этот степной закон описан в казахском эпосе «Кыз Жибек». После гибели Толегена, его брат Санзызбай приехал и забрал вдову брата. Правда, в одноименном фильме, снятом в прошлом веке, Жибек бросается в реку Жайык. К закону левиратства в разное время относились по-разному. Габит Мусрепов в одном из своих рассказов упоминает, что ранее в эпосе было написано, что Кыз Жибек была против этого закона, и там были такие строки:
«Что случилось с тобой несчастный парень,
Что лезешь в постель, которая принадлежала твоему брату?»
Это, конечно, художественное произведение.
Обряд аменгерства практиковался и среди известных казахов. Из трудов ученого Алькея Маргулана известно, что Шокан Валиханов, ушедший из жизни в неполные тридцать лет, перед смертью жил у родственников жены, и написал своим родным письмо, чтобы они забрали его жену Айсару. И брат Шокана Жакып привез вдову брата в свой аул.
У Жакыпа было две жены — Ману и Гакия. На вдове брата он женился по настоянию отца султана Чингиза Уалиханова. У них с Айсарой было трое детей: Мариям, Малик и Рабига. Сын Жакыпа, Кулыш, рассказал Маргулану, что его отец женился на вдове брата, поскольку на то была воля отца.
Мать великого казахского просветителя Ибрая Алтынсарина после кончины мужа Алтынсары по обычаю аменгерства вышла замуж за брата мужа, Кошана. Поэтесса Мариям Хакимжанова и ученый Шабден Балгожин являются потомками Кошана и матери Ибрая Алтынсарина Айман Шегенкызы. Кто не знает известного государственного деятеля Узбекали Жанибекова, который внес большой вклад в развитие культуры Казахстана? Он рано осиротел, после кончины отца его сородичи решили, что его мать должна выйти за родственника мужа — Серима. У мальчика была несладкая жизнь, о чем он вспоминал неоднократно.
Аменгерство имело место и в ХХ веке. В этом году исполняется 110 лет великому художнику Абильхану Кастееву. Обычай аменгерства имел место и в его семье. Его мать, после смерти отца, вышла замуж за брата Кастея по имени Масим. Известный писатель и исследователь казахской культуры Акселеу Сейдимбек в своем дневнике написал: «…оказывается, на следующий день после моего рождения мой отец ушел на фронт. Через некоторое время пришла похоронка. Тогда 18-летнюю мать соединили с вернувшимся с фронта раненым родственником, а меня к себе взял родной брат отца Аманбек».
Аменгерство сохранилось и среди казахов, по разным обстоятельствам вынужденных покинуть родину. Свидетельство тому судьба поэта Акыта Улимжиулы, который погиб в прошлом веке в застенках гоминдановского правительства Китая. Первая жена поэта умерла в первый год их совместной жизни. Вторая жена Кампит родила ему пятерых детей. Но и она скончалась. Умирает и третья жена Бокай. А когда умер двоюродный брат, он женился на его вдове Малике.
Писатель Мухтар Ауезов описал случай левиратства в романе-эпопее «Путь Абая». Умирает Оспан, брат Абая. После него остаются три его жены — Зейнеп, Торымбала и Еркежан. Братья Оспана, Такежан и Искак, поднимают вопрос о левиратстве. Еркежан, одна из трех жен, наотрез отказывается от предложения братьев покойного мужа. Она сообщает, что не ищет нового мужа, что у нее есть дети, и она дала клятву, что сделает все, чтобы не погас огонь в шаныраке Оспана.
Против аменгерства выступает и поэт Абай. На вопрос Такежана: «Разве не ты первый, кто должен жениться на вдове брата?» — поэт твердо отвечает: «Нет, я первый, кто не женится на вдове брата».
Однако сегодня этот древний обычай предков не имеет той актульности, которая была в те далекие времена. Сегодня женщина, даже оставшись одна с малолетними детьми, может самостоятельно воспитать своих детей. Они находятся под защитой государства и получают всю необходимую помощь.
Предки говорили «Елу жылда – ел жаңа» (за пятьдесят лет страна обновляется), значит, должны обновляться обычаи и традиции народа. Кроме того, наши предки говорили, что традиции и обычаи народа должны соответствовать своей эпохе. Значит, сегодня можно сказать, что древний обычай предков, каким бы гуманным он не был, утратил свое первоначальное значение, и нет необходимости возрождать его.