Запрет на курение кальяна не имеет юридической силы. В этом уверен президент Национальной ассоциации «HoReCa Казахстан» Игорь Копайлов. Его компания уже обратилась в Генеральную прокуратуру и в суд с заявлением об отмене постановления главного санитарного врача о продаже кальянов. Помимо этого он предлагает радикальное решение этого вопроса.
Аскар Каймаков, партнер юридической фирмы «Каймаков и Партнеры»
— Проведенная нами юридическая экспертиза выявила ряд законодательных несоответствий и противоречий, согласно которым
постановление главного санитарного врача республики о запрете кальяна не может иметь юридической силы.
Мы готовы отстаивать решения данной экспертизы и доказать неправомерность принятия этого решения, повлекшего убытки для предприятий HoReCa. Конечно, наше юридическое заключение какой-то силы или обязательного действия, тем более для госорганов, не может иметь. Оно носит рекомендательный характер для ассоциации и ее членов. Но на основании него ассоциация оставляет за собой право обратиться в госорган. Сейчас рассматривается возможность обратиться с исковым требованием к главному санитарному врачу об отмене данного незаконного постановления. Но последнее слово остается за судом.
В 2009 году Кодексом РК «О здоровье народа» был введен запрет на курение в общественных местах, но с оговоркой. Разрешалось курить в специально оборудованных помещениях, соответствующих санитарным нормам и правилам, согласно решению министерства здравоохранения. Эти нормы регулировали порядок оборудования комнат для курения — перегородки, вытяжки, площадь — и соответственно защищали права некурящего населения.
— Рестораторы с выходом этого закона в 2012 году инвестировали деньги в оборудование специальных помещений, где имелась вытяжка, стены, полностью отгораживающие курящих от некурящих, и т.д., — рассказывает Аскар Каймаков, партнер юридической фирмы «Каймаков и Партнеры». — Однако впоследствии по неизвестным причинам санитарные нормы и правила были отменены и возникла правовая коллизия. С одной стороны, Кодекс разрешает курить в специально отведенных местах, с другой стороны, теперь отсутствуют законодательные требования к этим местам. Получается, это может быть любое место, которое человек посчитает специально отведенным. И вот таким образом как раз и нарушаются права некурящих людей.
Запрет на кальяны активно поддержала Антитабачная коалиция Казахстана, которая, по словам многих, имеет от этого выгоду:
— На эту борьбу государство выделяет огромные деньги, — рассуждает о выгодах антитабачников ресторатор Гурген Басенцян. — И если говорить о каком-то вреде, то вредно дышать воздухом в Алматы. И пить, конечно, тоже вредно. Я человек, который занимается ресторанным бизнесом 15 лет, не пью, не курю и не употребляю наркотики.
Поймите, мы не за то, чтобы вы курили или не курили. Мы за то, чтобы все делали это правильно.
Есть предложения, проблемы, нарекания у антитабачников или у кого бы то ни было — не проблема, я готов обсуждать и находить решения совместные. Рестораны — это бизнес, кальяны – часть его. Не так уж много людей, по крайней мере, в Астане, кто не хочет покурить кальян после ужина. И если мы даем это человеку, значит, он продолжает сидеть и тратить свои деньги. Если этого не сделать, он пойдет туда, где ему это дадут. У нас был случай, мы ради эксперимента запретили в одном из своих ресторанов продавать кальяны. В итоге бизнес стоимостью около 500 000 долларов умер.
Жибек Ажибаева, руководитель секретариата комитета торговли Национальной палаты предпринимателей РК:
— В рамках закона рестораторы имеют право осуществлять свою деятельность. Ни алкоголь, ни табачные изделия, ни кальян, в принципе в Республике Казахстан тотально не запрещены. Нужно проводить разъяснительную работу с теми органами, которые занимаются контролем, с общественными организациями. Сам запрет, по сути, попрание гражданских прав тех людей, кто курит.
— Всех пугают болезни, которыми можно заразиться, куря кальян в общественных местах, — говорит Игорь Копайлов. — То есть причина и одновременно урегулирование проблемы кроется в обработке и дезинфицировании кальянов и посуды для него. Конечно, все участники этого рынка проводят обработку, чистят и моют свои кальяны, но грубо говоря, каждый по-своему. Нет стандартов. И мы, со своей стороны, предлагаем их разработать, чтобы закрепить обязанности по обработке и дезинфекции посуды и аксессуаров, включая трубки и колбы для кальяна, за заведениями «общепита».
По словам Копайлова, ассоциации готовы заниматься разработкой правил, даже понимая, что жесткие нормы потребуют от рестораторов дополнительных расходов, а значит, и цена на кальяны будет неизбежно расти, а спрос — падать. Но это, по его мнению, все же лучше, чем соблюдать запрет, законность которого стоит под сомнением.