Нур-Султан
Сейчас
-25
Завтра
-23
USD
423
-2.62
EUR
513
-0.74
RUB
5.63
0.00

SICPA — лохотрон в мировых масштабах. Кто на новенького?

5835

По данным Le Soir, более одной сигареты из десяти, выкуриваемых в Европе, ввозятся без уплаты каких-либо налогов. По оценкам, доля таких сигарет на рынке составляет 11%, и этот показатель растет. За последние 6 лет он вырос на 30%. Убытки стран Евросоюза исчисляются миллиардами: по данным ООН, в 2011 году они составили 10 миллиардов евро, согласно другим источникам — 17 миллиардов евро. Как отмечает издание, в основном контрабанду ввозят из Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, Вьетнама, Малайзии и России.

Чтобы хоть как-то минимизировать потери от контрабанды, Еврокомиссия приняла специальный план. В общих чертах, он предполагает отслеживание отдельных сигарет (или, как минимум, каждой пачки) на всем пути от конвейера до конечного потребителя. Для этого на каждую пачку предполагается наносить невидимую микро-маркировку. Тут и появляется компания SICPA из Швейцарии.

Скажем сразу, рынок средств прослеживания оборота пачек сигарет — очень заманчив. О том, чтобы зайти на него, и тем более стать монополистом на европейском уровне, мечтали многие. Поэтому получение швейцарской компанией выгодного контракта, попало под пристальное внимание журналистов. Вспыхнул коррупционный скандал: оказалось, что один из партнеров компании, разработавшей данный план для Евросоюза по маркировке сигарет и глава компании«Sicpa», участвовавшей в его непосредственной реализации — один и тот же человек! Мировые СМИ заговорили о сговоре.

Далее, во всех странах, где Sicpa принимала участие в государственных тендерах, неизменно разгорался коррупционный скандал с последующими увольнениями и отстранениями от исполнения обязанностей должностных лиц. В этой связи La Tribune в сентябре 2013 г. писала: «Основная цель использования акцизных марок «Sicpa», которая заключалась в борьбе с мошенничеством и контрабандой, была несколько перенаправлена фактически на получение огромных сумм денег, взятых из национального бюджета страны в пользу иностранного частного лица». Иными словами, в Албании, Бразилии и других странах чиновники со странным единодушием принимали решения о выделении огромных сумм на новую систему «улучшенной» маркировки, за что потом приходилось дорого расплачиваться.

Кроме того, сейчас выясняется, что страны внедрившие систему микро-маркировки от SICPA на национальном уровне (Малайзия, Турция, Бразилия), обещанных результатов так и не дождались. Так, в Малайзии компания «Sicpa» внедрила систему маркировки продукции в 2004 году. С того времени незаконная торговля (контрабанда и контрафакция) сигаретами лишь увеличилась на 252% (!), достигнув отметки в 36,3% от общего рынка табачных изделий (данные за 2010 год).

Получается, что система маркировки продукции компании «Sicpa» не только не смогла обеспечить снижения объемов незаконной торговли, но она даже не способна помочь в получении критически важной оперативной информации. Стоимость решения компании «Sicpa» в Малайзии составила 0,89 долл. США/1000 сигарет, в то время как правительству Бразилии эта система обходится в 99 млн долларов США ежегодно!

Вместе с тем, согласно отчету ВОЗ, данной системой не соблюдаются основные минимальные требования к эффективной схеме отслеживания и контроля, поскольку маркировка продукции для целей отслеживания и контроля должна быть “Удобочитаемой для человека – маркировка должна быть понятна для людей с различным уровнем языкового образования”. Помимо того факта, что кодировка компании «Sicpa» не соответствует международным стандартам, коды нечитаемы для человека и при нанесении невидимы, и проверить их могут только официальные лица. Более того, подобный специализированный подход делает невозможным внедрение данной технологии в международном масштабе, для чего, согласно ВОЗ, требуется применение безопасных, но открытых стандартов.

При этом, ВОЗ также накладывает условие, согласно которому системы международного отслеживания и контроля должны быть экономически эффективными и выполненными с учетом ограниченности ресурсов так, чтобы даже мелкие производители могли внедрить требуемую технологию, что судя по всему тоже невыполнимо.

Так маркировка товаров превратилась в натуральный лохотрон.

Почему мы вспомнили эту историю? Источники 365info сообщают, что представители компании SICPA вот уже несколько недель находятся в Казахстане. Как бы Казахстан не стал следующим простачком, на котором нагреют руки ловкие и предприимчивые дельцы, облапошившие уже несколько мировых экономик.

Самое читаемое
© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter