Исчезновение Путина вызвало особый резонанс в казахской прессе. Пока большинство СМИ обсуждают возможные болезни российского президента, корреспондент интернет-газеты «Алаш айнасы» Камшат Сатиева рассматривает версию: а что если Путин принял ислам? А ее коллега из республиканской общественно-политической газеты «Кала мен дала» Думан Быкай беседует о настоящем и будущем Узбекистана с узбекским писателем-оппозиционером Сафаром Бекжоном.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтвердил информацию телеканала «Лайф ньюс» о том, что Владимир Путин принял ислам, пишет «Интерфакс».
По словам Пескова, действительно, было принято такое решение.
— Владимир Владимирович не стал обо всем мне рассказывать. Но я его давно знаю, и он не склонен поддаваться спонтанным порывам. Возможно, речь идет о чем-то субстантивном. Я сам заинтересовался. Сейчас читаю Коран, — сказал он.
Руководитель отдела по связям с общественностью Русской православной церкви Всеволод Чаплин в эфире телеканала «Россия» заявил, что патриарх заболел и не может полноценно прокомментировать новость. Но он просил передать, что с уважением относится к духовным изысканиям президента.
Президент Чечни Рамзан Кадыров в Twitter написал, что никогда не был так счастлив и выразил надежду, что скоро «Владимир Владимирович объявит джихад всем неверным и мунафикам».
Политолог Сергей Макаров прокомментировал новость телеканалу «Дождь». По его словам, решение было принято с учетом геополитической ситуации.
— Наш президент в первую очередь думает о России. Чтобы мы не оказались в окружении либеральной безнравственности Запада, нам нужны сильные союзники. Страны исламского мира могут стать надежными союзниками. Все равно Бог один, — пояснил политолог.
И глава МИД России Сергей Лавров подтвердил эту информацию и сообщил, что скоро в Москву прибудет делегация из исламского государства.
Политолог Азимбай Гали считает, что Путин не мог принять ислам, но может использовать его, как дубинку.
— Нынешняя цель Путина – не возрождение СССР, а набрать очки перед исламскими странами, натравить их на Запад, создать очаги напряженности в разных уголках Европы и таким образом нанести ответный удар Западу, который посмел пойти против него. Это может быть одним из тактических решений, принятых в последнее время. Поэтому слухи, что Путин принял ислам, возникли неслучайно. Хотя он сильный тактик, но со стратегией у него слабовато. Поэтому не все его шаги удачны. Насколько будет плодотворным его замысел использовать исламские страны, как козырную карту? Сказать точно не могу. Россия может сблизиться с исламскими странами, утверждая, что она наполовину исламское государство, но президент навряд ли примет ислам, — резюмирует эксперт.
Политолог Кенес Сманов, особо отметивший, что президент России хорошо владеет политтехнологиями, считает, что этот слух — испытание для его окружения и сторонних наблюдателей.
— В последнее время Запад находится в сильной растерянности. Западные страны поднимают проблему создания собственной армии. Куй железо пока горячо — гласит народная мудрость, кажется, что слухи об исламе появились, чтобы усилить страх Запада, который и без того боится радикальных исламистов, и выиграть время. Кроме того, окружение президента, который несколько месяцев назад взял под личный контроль национальный фонд, потеряло единство и согласие. Поэтому, возможно, проверка окружения на верность приобрела особую актуальность, — говорит политолог».
Источник: «Алаш айнасы»
Узбекский оппозиционер Сафар Бекжон, отсидевший 4 года в ташкентской тюрьме, а ныне проживающий в Лозанне в Швейцарии, рассуждает о возможных переменах в политической системе Узбекистана на страницах издания «Кала мен дала»:
– В приемниках узбекского президента ходят 5-6 чиновников. Это — руководитель СНБ (Служба национальной безопасности) Рустам Иноятов, министр внутренних дел Адхам Ахмедбаев, министр обороны Кабул Бердиев, премьер-министр Шавкат Мирзияев, министр финансов Рустам Азимов. Все они — продукты системы, созданной Каримовым… Их всех особо пропагандируют российские СМИ. То есть Каримов близкий к Кремлю человек. Например, все кадры СНБ, которая держит народ в ежовых рукавицах, все 24 года независимости готовятся в России…
– Кто бы что бы ни говорил, Узбекистан – сердце Средней Азии. Я это говорю не потому что сам узбек. И Запад, и США рассматривают нас как основное государство региона. А значит, если сейчас система Каримова потерпит крушение, то это повлияет на весь регион. Если в Узбекистане не будет демократии, не будет ее и в Казахстане. В принципе, когда мы говорим о демократии, могу сказать, что у нас есть интеллектуальный потенциал. Свое начало он берет от Мустафы Шокая, сформировавшего Туркестанскую оппозицию.
– А чтобы изменилось, если бы вы пришли к власти?
– Я последователь идеи туркестанства. Единственный путь, который будет работать во благо Узбекистана — свободная торговля с государствами Средней Азии. Нужно объединить, мобилизовать этот регион в единый кулак. И я не буду противиться, если его центром будет Туркестан. Поддержу, если вначале будет экономический союз, который постепенно перерастет в политическую интеграцию. Потому что мы единый народ. У нас общий менталитет, общая религия, традиция, родственные языки. К примеру, мы с вами беседуем достаточное время, и каждый говорит на своем родном языке, и мы хоть и не сразу, но хорошо понимаем друг друга. У меня достаточно сторонников, поддерживающих мою позицию. Если мы придем к власти, то будем стремиться создать на среднеазиатском пространстве организацию, аналогичную Евросоюзу».
Источник: Кала мен дала